Кушникова М., Тогулев В.: Загадки провинции - "Кузнецкая орбита" Достоевского.
5. Из летописи И. С. Конюхова

5. ВЫДЕРЖКИ ИЗ «ПАМЯТНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАПИСКИ,

ИЛИ ЛЕТОПИСИ, О ГОРОДЕ КУЗНЕЦКЕ» ИВАНА СЕМЕНОВИЧА КОНЮХОВА (1867 — 1881 гг.)

Глава «О церквах»

1-я. СПАСОПРЕОБРАЖЕНСКИЙ собор, сначала построен деревянный в 1621 году, а ныне существует каменный, заложен в 14-е число мая 1792 года, окончательно отстроен в 1835 году. О первоначальной его постройке, продолжении построек, о благолепии и украшении имеется в церковной архиве историческая книжка с подробным описанием, сочиненная в 1838 году по настоящее время (из церковной летописи, в которой подробно описаны все церкви).

2-я. ОДИГИТРИИ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, первоначально деревянная, стоящая позади нынешнего каменного дому народного училища и против дому г. Андреева, а ныне существует каменная, заложена в 1773 году, освещенa в 1780 году тщанием и усердием кузнецкого 3-й гильдии купца Ивана Дмитриевича Муратова, который с самого начала постройки оной и до окончания действовал и был при оной старостой до самой смерти, а помер около 1820-х годов.

В 1870 году у ОДИГИТРИЕВСКОЙ церкви прикладено новое крыльцо, церковь вся снова общекатурена, крыша перекрашена, ограда переделана, новые материалы на перестройку, как то бутовый камень, кирпич, листовое железо, употреблены из разбираемой крепости, купленной купцом Ильей Ивановичем Ивановским на его счет, он же находился и попечителем при работах церковных.

3-я КЛАДБИЩЕНСКАЯ УСПЕНСКАЯ, — заложена в 26 число июня 1807 года, освещена в 19 число июля 1837 года, начата строиться мещанской девицей Дарьей Степановной Хабаровой, а за смертию ее докончена мещанином Феофаном Зиновьевичем Ананьиным

4-я. О постройке ИЛЬИНСКОЙ церкви, что на Вознесенской горе, принадлежащей тюремному замку, знаю следующее.

ИЛЬИНСКУЮ церковь начали строить (в честь СВЯТОГО ПРОРОКА ИЛИИ, на Вознесенской горе) в 1872 году из крепостной башни, пожертвованной для церкви кузнецким купцом Ильей Ивановичем Ивановским из купленной им крепостного строения по распоряжению бывшего мирового посредника из поляков Константина Ивановича Эгенфельда. По его распоряжению разобрана башня арестантами до сводов, и расположили на стенах башни церковь, устроили внутренность оной и иконостас, но икон не было: и по смене мирового посредника в 1874 году достроение церкви приостановилось и поступивший на место его мировым посредником Иваном Васильевичем Хаовым по просьбе его чрез жену томского купца первой гильдии, потомственного именитого гражданина и кавалера Якова Ивановича Петрова и через свою тетку Марию Ивановну, по отцу Ломшакову, урожденку кузнецкую, вышесказанный купец г-н Петров в 1875 году принял достроением церкви на свой счет, поручил распоряжение и надзор за достроением церкви г-ну мировому посреднику Хаову. По распоряжению последнего все прежнее устроение и самый иконостас переделаны снова томскими мастерами, стены перещекатурены, окна переделаны, крыши перекрыты, полы перебраны и иконостас прежний снят, а сделан весь новый. Иконы же по заказу г-на Петрова написаны нижегородской губернии Арзамасского уезда Серафима Понятовского женского монастыря монахинями. Это видно из подписи под иконами. И церковь г-м Петровым всем довольно снабжена: колоколами, всей церковной утварью, как то сосудами, евангелием, двумя напрестольными крестами, всем кругом годовым церковнослужебных книг, одеждами на престол, жертвенником и аналоем, священническими и дьяконскими облачениями в трех комплектах, подсвечниками к иконам, 7 свечником на престол, паникадилом, кадилом и всеми потребностями, нужными для церкви до самой малости, и свечами, предместными иконами и потребным при освещении церкви, — все доставлено г-м Петровым и церковь освящена в 20 число июня 1876 года по благословению томского преосвященного епископа Платона. Для освящения оной приезжал из Томска член консистории протоиерей Ефим Заксурцев и с ним три дьякона, освящали церковь с протоиереем Заксурцевым, кузнецкого ПРЕОБРАЖЕНСКОГО собора священник, он же и благочинный Захарий Кротков и ОДИГИТРИЕВСКОИ церкви священник Евгений Тюменцев и соборный дьякон Василий Воскресенский и храмосдатель Яков Иванович г-н Петров с супругой своей Марьей Ивановной? К освящению церкви приезжала в Кузнецк вся свита из Томска в 18 число июня и по освящении церкви в 21 число все томские отправились обратно в Томск, а вслед за ними и мировой посредник г-н Хаов, вышедши в отставку в 22 число, отправился тоже в Томск из Кузнецка насовсем.

По словам г-на Хаова, хотя несовершенно верно, но приблизительно на строение и украшение сей церкви Яков Иванович г-н Петров употребил до 15 тыс. руб. серебром; благодарение, во-первых, ГОСПОДУ БОГУ, что он вложил ему в сердце устроить СВЯТОЙ храм во имя СВЯТОГО ПРОРОКА ИЛИИ и во утешении содержащихся в замке; во-вторых, храмосдателю и всем, в созидании сего храма труждающимся, да наградит их ГОСПОДЬ БОГ своею благодатию и милостию по трудам и усердию каждого; и благодарения за то, что Яков Иванович не пожалел своего капитала, которым его ГОСПОДЬ БОГ наградил и послушался своей жены, да воздаст ему ГОСПОДЬ сторицей.

Из четырех томских дьяконов один священнодействовал во время освящения, а трое из архиерейских певчих пели на хорах.

В прежние времена усопшие клялись при церквах, а ныне за городом в кладбище при вышесказанной УСПЕНСКОЙ церкви, но с какого времени, сказать не могу, потому что сам того не упомню и ни от кого не слыхал. А из надгробных памятников видно, что при прежних деревянных церквях были похороняемы усопшие, при ОДИГИТРИЕВСКОЙ в 1764, а при СПАСОПРЕОБРАЖЕНСКОЙ 1781 года, из чего можно заключить, что усопших начали похоронять в нынешнем кладбище в исходе минувшего столетия, а также из того, что я с малолетства начал помнить в кладбище уже ветхую часовню. Кладбище сие обнесено новою ныне существующей оградою около 1838 года на месте старого довольно ветхого, с прибавлением вновь места.

Глава «О ЧАСОВНЯХ»

1-я. Фроловская часовня построена возле бывшей Фроловской башни при Казачьей речки, о которой упомянуто, в крепостном строении, по уничтожении той башни около 1819 или 1820 годов; а в 1867 году на месте бывшей построена новая, в которой, как прежде, так и ныне, бывает крестный ход из Одигитриевской церкви; новая часовня освящена 1867 года 18 числа августа. Сия часовня состоит в Одигитриевском приходе. В 18-е число августа в день Фрола и Лавра сводят туда городские жители лошадей, служат молебен с водоосвящением и опрыскивают лошадей святою водою. Обычай сей издревле, но когда и по какому случаю установлен, сказать не могу. Новая часовня построена усердием мещан Василия Хворова малого и Василия Наумова с пособием прочих прихожан Одигитриевской церкви.

крест с изображением на нем распятого ГОСПОДА нашего ИИСУСА ХРИСТА, назади же креста надпись, что оный крест написан изуграфом Яковом Лосевым при императоре Петре Первом, при воеводе полковнике и коменданте Юрии Даниловиче Синявине в 1717 году 20 числа июня, на сем месте водружен и в то же время воздвигнут над ним молитвенный храм, тщанием его г. Синявина и граждан. Из чего видно, что часовня сия существует уже 150 лет без перемены, стены те же здоровые, но урундуки и крыши были дважды переправлены, последняя поправка учинена в 1860 году с разрешения, благословения томского епископа Парфения, иждивением купца Василья Максимовича Конюхова. В нее бывают крестные хода в день ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ и в день ВОЗДВИЖЕНЬЯ ЧЕСТНОГО КРЕСТА в 14-е число сентября; с которого времени учреждены сии хода, о том ни от кого не слыхивал и сказать не могу, но полагаю, что не со времени постройки часовни и воодружении в оной креста. До 1862 года крестные хода были из обеих церквей, а с 1862 года начали производить из одной Соборной церкви.

В часовне сей, за ветхостию, служба в 1875 году оставлена, а производилась она возле часовни. Поэтому в 1876 году крест из оной и все иконы вынесены, а в 1877 году древняя часовня, стоявшая 160 лет, за ветхостию разобрана и на том месте построена новая одноэтажная иждивением кузнецкого купца Викентия Зиновьевича Фамильцева, за постройку которой заплачено, строил деревни Букиной крестьянин Андрей Семенов, в которую часовню внесен из прежней часовни крест и иконы, и в 5 число мая 1877 года в ВОЗНЕСЕНИЕВ день часовня освящена и совершена в ней служба.

Глава «О КРЕСТНЫХ ХОДАХ»

Кроме общих крестных ходов, бываемых повсеместно, в 6-е число января и 1-е число августа, в которые дни бывают хода вообще из обеих церквей на реку Томь, частные крестные хода в день Вознесения Господня на Вознесенскую гору в вышесказанную часовню и в оную же в день Воздвижения Животворящего Креста до 1862 года производились из обеих церквей, а с 1862 года производятся из одной Спасопреображенской; в 9-ю после Пасхи пятницу с приносимой из села Ильинского иконою Святого Пророка Илии вокруг всего города из обеих церквей; в 21-е число Мая в день Равноапостольных царей Константина и Елены по одной половине нагорной части города из обеих церквей только до того места, где прежде стояла деревянная Одигитриевская церковь. Но по какому случаю и когда установлен сей обычай, сказать не могу, и ни от кого не слыхивал, а своим мнением полагаю, что не с того ли времени, когда освящена ныне существующая каменная, то есть с 1780 года, в честь и воспоминание бывшей деревянной церкви, где и служится молебен. А в 28-е число июля в день Одигитрии Божией Матери установлен по просьбе граждан, по благословению и указу Святейшего Синода в 1840 году крестный ход, в честь честной иконы Царицы Небесной Одигитрии, вокруг всего города из обеих Церквей и продолжался до 1863 года, а с 1863 начал продолжаться только из одной Одигитриевской церкви, а в 1868 году из обеих церквей.

Вышеупомянуто, в 18-е число августа в день Фрола и Лавра, к Фроловской часовне из одной Одигитриевской церкви идет крестный ход, но с какого времени по какому случаю, о том сказать не могу и ни от кого не слыхивал.

и целодневным звоном.

Глава «О МОНАХАХ»

Между 1797 и 1800 годов в Кузнецкий округ пришли из России два монаха, избрали себе местопребывание вниз по реке Томи, на правом берегу оной, от городу около 50 верст, в вершине 3-х называемых курьях, от последней от города деревни Терехиной верстах в 20-ти, а от реки Томи верстах в 3-х, над озером в пустом месте. Именами в монашестве называли Василиск и Зосима; первый из них, Василиск, родом Тверской губернии, Клязенского уезда, деревни Ивелишь экономический крестьянин Василий Гаврилов, бедного состояния, женат, оставил жену, ушел в монашество с согласия жены, проживал несколько времени у разных пустынножителей по паспортам, пострижен в монашество иеромонахом Андрияном, жил один в пустыни и претерпел много искушениев. Напоследок по просьбе Андреяна, который его постригал, вызван был из пустыни в Петербургскую епархию и монастырь Коневец, где присоединился к нему Зосима и из Коневца удалились оба, в пустыню за три верста от монастыря и там прожили 10-ть лет, где Василиску весьма почитали. Он же, не терпя славы, желал удалиться в незнакомую сторону, просил настоятеля монастыря уволить его из монастыря в Афонскую гору, или Молдавию, на какой-нибудь остров необитаемый, но тот, любя их, не соглашался отпустить. Напоследок Андреян переехал в Москву в Симонов монастырь, постригся в схиму и дал им благословения удалиться из монастыря и советовал идти в Сибирь, а они имели желание в Афонскую гору и три раза пускались в путь, но Господь не допустил. (Из книг о жизни и подвигах схимника Зосимы, издано в 1849 году в Веденской пустыни, сочинение Козельского, выписано кратко).

Зосимы родитель был знаменитый и богатый боярин Василий Данилович Верховский, был воеводою в Смоленске; как он, так и супруга, люди были весьма благочестивы, строили церкви, принимали странных, помогали бедным, в одно время Василий ночью молился Богу и вдруг ему голос: «У тебя родится сын, не учи его светским наукам, а лишь Закону Божиему» и 24 марта 1767 года родился сей младенец Захарий, старше его были два брата и 6 сестер. Однажды прогуливался Захарий верхом на братниней хорошей лошади, поравнялся с церковью и услышал следующие слова: «ты сам пойдешь в монахи» (о сем пространно написано в моей памятной записке); будучи 19 лет, служил в гвардии поручиком и получил отставку, оставив все житейское.

И потом они с упованием на Бога пошли по совету иеромонаха Андрияна, но решились наперво поискать место в Малороссии, были в Киеве, в Моздаке, Таганроге, в Астрахани, но не нашли для себя удобного места поселиться и пустились в Сибирь; в Тобольске явились преосвященному Варлааму, он им дал позволение, а г-н губернатор билет, где изберут первый в его епархии, а последний в его губернии для себя жительство, тут бы и поселились, отправясь из Тобольска; были в округах Ишимском, Каинском, Томском, Енисейском, Красноярском, и, наконец, Кузнецком, и поселились в вышесказанном в начале сей записке месте, где прожили 24 года. Первую зиму до настоящего водворения зимовали в черне, по наступлению весны по недостатку хлеба пошли в селения, перенесли великую нужду и едва не лишились жизни от холоду и голоду. Я стал знать их лично с 1813 года, первый из них, Василиск, преклонных лет, 70 или более, очень воздержанного жития, согбенный старостию и сух плотию от воздержания, носил на голом теле железные вериги, молчалив, в руках четки, в устах молитвы, сидит, повеся голову, мало что говорит; 3осима, по виду 50 лет, крепкого телосложения и добрый в силах и походке, словоохотливый (о сем: и ниже сего я знаю лично).

дарами для напутствования села Подгороднего священник Федор Баженов. В тот же Успенский пост для жительства у них построены были деревянные небольшие кельи, разные, у каждого своя, отстоящие одна от другой около 100 сажан, у Зосимы была еще отдельная келья, отстоящая от прочих версты на три, в глухом лесу, в которую он удалялся во время постов и проживал иногда по месяцу один, и в келье этой я у него бывал.

Впоследствии времени начали уходить к ним на жительство: 1-й кузнецкий мещанин Алексей Алексеев Полусухин около 1800 года, 2-й родитель мой мещанин Семен Дмитриевич Конюхов в 24 число декабря 1813 года, и как и Полусухин, так и он, по увольнению только общества, но без увольнения начальства, 3-й и 4-й села Ильинского крестьянин Федор Иванов Бычков с сыном своим Иваном около 1815 года, а еще имел намерение удти к ним крестьянин же деревни Сидоровой Александр Иванов Паренов, но общество и начальство их не уволило, потому и Бычковы, проживши у них года 3, возвратились в свое жительство, 5-й служащий в кузнецкой гарнизонной роте унтер-офицер Петр Алексеев Мичурин, урожденец Кузнецкого округа, редута Сарачумышского, получил отставку по просьбе, ушел к монахам в ноябре месяце 1818 года, проживал жизнь под руководством Василиска, прилежал послушанию, посту и молитве, проживал без пищи неоднократно по 10 дней, с благословения и позволения наставника своего Василиска, простаивал на молитве целые ночи; в одну зимнюю ночь стоял на молитве на открытом воздухе с поднятыми вверх руками, которые у него от стужи ознобились, и он вообразил в мыслях: «Если я буду нетерпелив, то как сподоблюсь любви Божией», и со слезами стал взывать к Господу. Вскоре начал ощущать в сердце своем усладительную молитву, и воскипело сердце его, и потоки теплые, как вода, потекли во все составы его, и от сего действия весь согрелся и болезнь ознобная прошла, не повредя рук. Нередко во время молитвы приходил в восторг, а иногда слезно плакал и громко вопиял: «Иисусе Христи, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»; когда старец его о сем спрашивал: почему он при молитве громко кричит, а не тихо молится, он отвечал: «Не могу терпеть, как бы вижу пред собой Господа Бога, как его жиды терзают и мучат, всего окровавленного и истерзанного, и все, что с ним происходило». И все движения сердца своего всегда он открывал наставнику своему, напоследок просил у старцев благословения на сорокодневный пост, чтобы пробыть без пищи, но старец на сие не согласился, а благословил его пробыть 10 дней. И он во время сего поста (который он держал в Петров Пост), рубил дрова, посек себя ногу, от чего истекло у него много крови, не оставлял он и в болезни подвига молитвы, удручал себя постом, молитвою и трудами, выдержал пост, провел 10 дней без пищи и после сего поста на другой день помер, преклоня голову к столу, как равно заснул, помер же в июле 1819 года.

Из чего видно, что он прожил у монахов хотя и немного, только 8 месяцев, но подвиг его о спасении души своей был велик, там и похоронен, и теперь прах его там покоится в пустом, никем не обитаемом месте, вечная ему память.

Потом Зосима принял намерение завести женскую обитель, Василиск ему не сетовал, но он не оставил своего намерения, согласил на это в городе из женского полу главных, вдову надворного советника Матвея Григорьевича Максимова, Настасью Николаевну, и дочь ее, девицу Наталью Матвеевну, а за ними последовали и прочие, до 6 человек, в числе которых брата моего сродного жена, Анисья Ивановна, по мужу Конюхова; в 1818 году в деревне Сидоровой при доме крестьянина Александра Паренова устроил кельи, обнес оные оградою, как следует быть монастырю, и сам для наставления их в монашеской жизни более тут находился, нежели в прежнем своем обиталище. Но, как видно, Божием смотрением показалось ему устраивать тут монастырь неудобно, в 1820 году поехал в Москву, выпросил у московского митрополита упраздненный в городе Туринске Николаевский мужеский монастырь, который в 1822 году переименован женским. И в 1821 году монахи Зосима и Василиск с избранным женским полом уехали из Кузнецка в Туринский монастырь, а жившие у них Алексей Полусухин уехал в Томский мужской Алексеевский монастырь, там и помер (все это по собственному моему знанию). А родитель мой, Симеон Конюхов, возвратился в свой дом и помер в оном в 11 число июня 1823 года, хотя их Зосима и Василиск приглашали ехать с собой, но они не согласились.

По приезде в Туринск старец Василиск проживал до октября месяца 1823 года в пустынной маленькой келейке, отстоящей от монастыря в 8 верстах, предузнал свою кончину и по причине холода перевезен был в монастырь в ту келью, в которой проживал отец Зосима за монастырскими огородами. Зосима же по некоторым неблагоприятным обстоятельствам от монастыря будучи удален, был болен одну неделю, предузнал за два дня своей кончины день и час оной. Накануне же смерти исповедался и приобщился святых тайн, и пособоровался, и помер в 1823 году, стоя на коленях, в молитвенном положении. В 7-е сутки его похоронили, Зосима же призвал живописца и с мертвого велел списать портрет, похоронили же его в монастыре при церкви за алтарем с северной стороны.

на него донос в разных пунктах тобольскому Преосвященному, от Преосвященного же наряжена была двухкратная комиссия для исследования дела, и он удален был из монастыря, вызван в Тобольск, по ходатайству сильных людей, жительствующих в Тобольске, родственников Васильевых. И, хотя по доносу Васильевых ни в чем не завинен, по решению Святейшего Синода удален из Туринска. Васильева же Наталья Матвеевна, по пострижению переименованная Рахилью, изобличаемая совестию в несправедливом поступке и доносе на отца Зосиму, пришла в раскаяние, слезно плакала и просила со слезами у отца Зосимы и прочих сестер прощения в несправедливом своем поступке, что от них и получила, и даже подала Тобольскому Преосвященному прошение, признавая в оном свою вину, но уже поздно, потому что дело было отправлено в Святейший Синод, чем Преосвященный весьма оскорбился.

По удалении же его Святейшим Синодом по решению дела из Туринска уехал в Москву и за ним последовали 20 сестер, более к нему приверженных, в числе коих уехала и вышеупомянутая моя невестка и сноха Анисья Конюхова. В Москве принят был одною благотворительною особою, г-жой Бехметовой, вообще со всеми приехавшими с ним сестрами, которая благотворительница г-жа Бехметова отдала владаемое ею место и с помещением под устройство пустыни за Сергиевской лаврой, где он, отец Зосима, по благоволению Божиему устроил новую женскую обитель на пожертвованной для оной г-жой Бехметовой земле. По смерти уже его, по Высочайшему утверждению, обитель возведена в штат общежительной пустыни, наименована Святотроицкой Одигитриевской Зосимоновской, где он и скончался в 24 число октября 1833 года 67 лет, сидя, поддерживаемый служащей ему племянницей и имея в руках икону Божией Матери, которой благословил его духовный его отец иеромонах Андриян в Коневской обители. Эту икону при самой смерти лобызал и крепко прижимал к устам своим и при самой кончине сказал племяннице своей: «Теперь я уже в надежде умираю, оставив по себе наставницею старшую свою племянницу», а впоследствии времени над его могилою сооружена каменная церковь.

Пред смертию же отец Зосима велел придти сестрам прощаться; когда все собрались, он сделал краткое последнее наставление, чтоб они ушли в любви и смирении, и не расходились бы и предсказал, что «по моему исходите, Господь даст, что и церковь у Вас будет, и обитель утвердится, Матерь Божия, коей я вручаю Вас, прославит имя свое на месте сем и удивит на Вас милость свою», что и сбылось. Еще относительно предсказаниев его, во время смут сибирских часто говаривал сестрам: «Потерпим, возлюбленные, придет час воли Божией, и мы воспоем песнь победную, подивимся Богу, сотворившего дивные чудеса мышцею высокою». Ноября 20-го года 1826 вступили все они в обетованную землю, то есть в новоустроенные келейки, отправляли всенощное бдение, тогда при пении первого ермоса песнь победную, вспомнили все слова отца своего и удивились, как ни прежде, ни после, но именно в тот день Бог привел их вселиться в сию пустынь, в коей то сам отец Зосима, прохаживаясь по лесу, воспевал часто: «Процветала есть пустыня яко крин, господи».

Близ сей пустыни есть селение Рыжкова и в оном чудотворная икона Божией Матери, в 1812 году во время нашествия французов на самом этом месте, где устроилась пустынная обитель, жители селения скрывали в чаще леса свою чудотворную икону и по очереди сторожили ее, однажды какой-то седенький старичок, проходя мимо их, сказал: «Матерь Божия прославит здесь имя свое».

Монах Афонской горы Парфений уведомил меня письмом от 14 октября 1854 года из Сергиевской Лавры и между прочим пишет, что монах Зосима почивает в Изосимоновской женской пустыни, отстоящей от Москвы в 60 верстах, и что от гроба его начинают происходить чудеса. Игуменьею той обители родная племянница Зосимы Вера и 116 сестер живут весьма благочестиво и воздержно, и что из обители сей по благочестивой их жизни начинают требовать в другие обители наставниц, сноха же моя, Анисья Конюхова, уехавшая из Кузнецка с отцом Зосимою, пострижена в схиму и просила его, Парфения, меня уведомить.

и Зосиму я знал лично, второе, что родитель мой проживал у них восемь лет, третье, что все жительствующие у них мужчины мне были известны, равно и женщины, уехавшие с ним в Туринск, а напоследок некоторые и в Москву, описание чего мною учинено частию из личных моих сведений, частию от разных моих же памятных записок, а также из учиненной сокращенно из читанной мною книги о подвигах монаха. Зосимы и прочих с ним, почему описание и вышло пространно; и четвертое, еще более, потому что город наш хотя и в округе, но неподалеку от себя имел, хотя на время, такой высокой и благоугодной жизни людей, что видно, Господу Богу неблагоугодно было, чтобы они остались здесь до своей кончины, чрез которых могли бы в наших краях учредиться монастыри мужской и женский, и мы жизни их не могли донять и оценить. Их поняла и оценила г-жа Бехметова, и я еще знаю, что даже некоторые граждане и сельские жители называли их беглыми и предтечами Антихриста, и еще помню, в каком-то духовном журнале читал, что Митрополит Московский Филарет освящал в означенной женской обители каменную Свято-Троицкую Одигитриевскую церковь около 1860 года и в речи своей, напечатанной в книге, 3 части, лист 170, кратко изъяснил все странствования Зосимы, труды, подвиги, досады, огорчения, злословия. И что рука сильных извращает правосудие, и что чрез смуты, но по благоволению Божиему шагнул он, Зосима, из отдаленной Сибири внутрь России, где и почил от трудов своих, но все это я почел излишним поместить в сию тетрадь, а поместил лишь нужное для сведенья будущим любознателям старины.

Глава «НОВОЕ СОБЫТИЕ, НЕ ТОЛЬКО В ГОРОДЕ КУЗНЕЦКЕ, НО И ВСЕЙ ТОМСКОЙ ЕПАРХИИ ЕЩЕ НЕБЫВАЛОЕ»

Кузнецкого Спасопреображенского собора протоиерей Павел Трофимович Стабников, урожденец Рязанской губернии и епархии, рукоположен во просвитера в 30 число ноября 1829 года, чему исполнилось в 30 число ноября сего 1879 года 50 лет.

Оставляю биографию его рождения, рукоположения, перемещения с места на место, награды и служения его, и предоставляю описать кому будет угодно, а здесь только описываю сделанную ему почесть 50-летнего юбилея служения его в священническом сане.

В сентябре месяце сего 1879 года Кузнецкого Спасопреображенского собора протоиерей и благочинный Захарий Матвеевич Кротков донес Томскому Преосвященному епископу Петру о 50-летнем служении в священническом сане протоиерея Павла Трофимовича Стабникова, проживающего в Кузнецке, по прошению его по преклонности лет, которых ему ныне 77, и слабому здоровью уволенного от службы, просил его Преосвященство, не благоугодно ли будет по примеру российских епархий дозволить сделать какую-либо почесть отцу протоиерею Стабникову, на что его Преосвященство через Консисторию дал знать указом, в день рукоположения протоиерея Стабникова во священники, то есть в 30 число ноября сего 1879 года, отправить торжественное богослужение в честь юбиляра протоиерея Стабникова, что и исполнено.

протоиерея Стабникова учинить добровольную подписку, сделать в доме градского главы Конюхова в 30 число ноября собрание и приготовить закуску, в которое просить г-на юбиляра и прочее духовенство пожаловать после литургии в дом градского главы Конюхова, что и исполнено нижесказанным порядком.

В 29 число служили всенощную сам юбиляр, на литургию выходили два протоиерея, юбиляр и соборный протоиерей Захарий Кротков, иеромонах Тихон, миссионер Алтайской миссии, заведующий кузнецким миссионерским округом, соборный священник Симеон Китов, Одигитриевский священник Евгений Тюменцев и пять священников сельских, приехавших для сего торжества и два дьякона, один соборный, Павел Марсов, другой села Афонского; обедню служили те же лица, кроме Одигитриевского священника Тюменцева, у которого случилась своя необходимая служба похоронить умершего чиновника.

При литургии, при входе в церковь, протоиерей Кротков с крестом и со всем духовенством встретили юбиляра в дверях с пением: «Днесь благодать святого духа нас собра» и прочего, и прошли в алтарь, потом начали литургию обыкновенным порядком, был военный парад и большое стечение народа.

По окончании литургии села Терешинского священник Анемподист Тверитин говорил речь юбиляру, затем протоиерей Кротков поднес ему икону Христа Спасителя, потом начали молебен благодарственный Господу Богу, по окончании молебна юбиляр и с ним все духовенство в 12 часов отправились в дом к градскому главе, где собралось первостатейное градское общество; по прибытии юбиляра градской глава встретил его на крыльце, а по входе в комнату поднес ему хлеб-соль от имени градского общества и он с удовольствием принял; затем все собрание угощаемо было чаем, водкой и закуской, приготовленной на счет общества; во время закуски духовные лица, и с ними некоторые и частные, пели духовные песни и концерты и при некоторых концертах громогласно троекратно кричали «ура» и беседа окончилась в 4 часа пополудни; в собрании было духовенства и граждан всех 55 человек.

Сию записку писал самовидец сего происшествия 4 декабря 1879 года. (На правом поле летописи другим почерком: «И троекратно было мордобитие подпоручика Капустина и торгаша Ланшакова, а в конце попы рыгали по углам и затем один у другого сосали бороды (тоже очевидец)», — ред.).

Ваше Высокопреподобие, достопочтеннейший отец протоиерей, возлюбленный во Христе брат наш.

Всеблагий Господь благословил Вас таким долголетием в продолжении священного сана, которое для большинства составляет предел человеческой жизни, между собратиями в священном сане, не только во всей Томской епархии, но и прочих епархий Сибири. Как верный Господа слуга, Вы посвятили дарованные Вам таланты на служение церкви, служителей ее и обществу — последовательно проходя обязанности: священника, благочинного, протоиерея — законоучителя от общества, всюду выражая высокие качества пастыря в деле просвещения паствы светом богопознания и благочестия, соединяя с глубокой верой усердную молитву о пастве своей; а среди испытаний и время Вашей жизни явили благодушие, терпение и полную преданность воле Божией.

И владыка сей паствы Томский Преосвященный Петр благословил нас почтить ныне время 50-летнего служения Вашего в священническом сане торжественным возношением молитв о Вас к Господу и мы, как священнослужители сего благочиния, так и граждане города сего и окрестные жители вдали, знающие Вас, единодушно с живейшими чувствами искренности собрались сегодня в ознаменательный для Вас день получения благодати священства излить благодарственные молитвы всеблагому Господу за ниспослание Вам обильных даров Божиих, собрались выразить Вам от глубины сердца искреннейшее приветствие и поздравление со славным 50-летием Вашего священства, подчуясь именно христианской Вашей жизни.

Во выражение наших искренних чувств и того глубокого почтения, каким проникнуты мы, священнослужители сего города, окрестностей, движимые сердечным усердием, просим Вас, достопочтеннейший отец протоиерей, принять святую икону Спасителя, которого молим, да дарует Вам по благости своей твердость против старческих болезней, молим милосердного спасителя, да продлит Вашу жизнь еще и еще надолго, — чтобы мы поучались Вашей жизни по вере и благочестию, просим Вас присоединить сию икону к Вашим келейным святителям, и вспоминайте во своих святых молитвах, которые мы взаимно поставим себе непременным долгом возносить о Вас непрестанно.

«ВДОБАВОК ЕЩЕ О ПРИЕЗДЕ ТОМСКИХ ЕПИСКОПОВ»

Афанасий в 24 июня 1843, в 18 августа 1845, 17 августа 1847 и 15 июля месяца 1849 года, и во все эти времена служил в Соборе и один раз служил в Одигитриевской церкви.

Парфений, в 1-е августа 1858 и в июне месяце 1860 годах.

Порфирий, 1-го июля 1861 года служил.

Виталий, в 14 августа 1865 года, служил 15-го в Соборе, 16-го в Одигитриевской, потом ездил до Кузедеевой и в обратный путь, 21 и 22 числах служил в Соборе и сам окрестил 6 человек татар.

В 1869 году 28 числа июля Платон служил всенощную в Одигитриевской церкви, а в 29 число литургию в Соборе и 29 уехал в Бийск.

Он же прибыл в Кузнецк 19 июня 1872 года, служил в соборе всенощную, а в 20 число в Богородской литургию и того ж числа выехал в Бийск по линии; с ним был начальник Алтайской миссии архимандрит Владимир. Он же был в Кузнецке в 1875 году, пробыл 5 на 6 число июля в 12 часов ночи, в 6 число слушал в Соборе заутреню и служил обедню и того ж числа в 12 часов дня выехал.

В 8 число октября 1876 года помер, в 12 число похоронен близ домовой церкви.

В 17 число февраля приехал в Томск преосвященный епископ Петр, переведенный из Уфы, в 19 и 20 числа в Томске служил в Соборе и домовой церквах.

ним был из Томска протоиерей Иосиф Донецкий, а певчих его не было с ним, 19 числа выехал.

Раздел сайта: