Чирков Н.М.: О Стиле Достоевского.
3. Роман-комедия

3

Роман-комедия

«Село Степапчиково» и «Дядюшкин сон»

«Записки из мертвого дома» содержат тот материал живых и неотразимых впечатлений действительности, на основе которых развивается и зреет мироощущение Достоевского. Это произведение — ключ к важнейшим проблемам творчества писателя. Оно явилось огромным шагом вперед на пути художественного синтеза социальной и психологической стихии. Однако пройдет много времени, прежде чем писатель найдет адекватное художественное выражение тому незабываемому опыту в познании человека и объективной действительности, который дала ему каторга.

В период, непосредственно следующий за каторгой, Достоевский стремится прежде всего идеологически осмыслить, освоить и оформить впечатления от каторги и окружающей его жизни, к которой он вернулся. Для воплощения всего этого писатель напряженно ищет новое художественное выражение, новые художественные формы. Это заметно на тех колебаниях его стиля, которые свойственны Достоевскому в эти годы. Прежде всего наше внимание естественно останавливают произведения, написанные в конце 50-х годов,— «Село Степанчиково» и «Дядюшкин сон». Не только по времени возникновения, по тематическому материалу, но и по стилю эти произведения составляют единую группу.

«Селе Степанчикове» характерная для Достоевского постановка проблемы личности связана с изображением новой для писателя социальной среды — провинциального поместного дворянства и чиновничества. В образе Фомы Опискина Достоевский рисует и новую форму уединения и борьбы личности за свое утверждение в жизни. Он останавливается на теме приживальщика, который с этого момента прочно войдет в цепь создаваемых им образов вплоть до «Братьев Карамазовых», до «господина в поношенном костюме» — приживальщика-черта. В образе Фомы Опискина писатель показывает, как ущемление человеческого «я» в крайне зависимом, прежде всего экономически зависимом положении приживальщика переходит в агрессивную форму утверждения себя, перерастает в неограниченный деспотизм, в утонченную тиранию, в наслаждение властью над другими и унижением других. Одним из сильнейших средств утверждения собственного «я», формой утонченного до садизма культа своей особы становится, по мысли Достоевского, ханжество, святошество Фомы Опискина. Самое любопытное в характере Фомы Фомича — это то, что, мелкий и ничтожный, он силится поднять себя до значения полубога. Чем мизернее личность Фомы, тем безмернее хочет он раздуть свое значение.

Достоевский никогда не устает на протяжении всего творческого пути изображать одип психологический факт — безмерность самолюбия в человеке. Лебедев  в «Идиоте» говорит: «... оскорбите тщеславие которого-нибудь из сих бесчисленных друзей человечества, и он тотчас же готов зажечь мир с четырех концов из мелкого мщения,— впрочем, так же точно, как и всякий из нас, говоря по справедливости, как и я, гнуснейший из всех, ибо я-то, может быть, первый и дров принесу, а сам прочь убегу» (VI, 331). В ряде произведений Достоевский создает все новые и новые психологические вариации этого факта, все новые и новые его разновидности и формы.

В характере Фомы Опискипа писателем обрисована одна из тончайших форм фарисейства. Нельзя говорить просто о лицемерии Фомы. Нет, в безмерном самоупоении он искренне считает самого себя святым и благодетелем рода человеческого. Реализм Достоевского обнаруживается здесь особенно четко в том, что характер Фомы выступает среди целого ансамбля других рельефно очерченных характеров. К ним нужно отнести «дядю» — полковника Ростанева, его мамашу — генеральшу, барыню-самодурку, шипящую девицу Перепелицину, «подполковничью дочь», промотавшегося барина Мизиячикова и его мамашу-мегеру и других.

«Село Степанчиково» и «Дядюшкин сон» останавливают на себе внимание еще и потому, что именно здесь Достоевский впервые применяет новую форму романа, форму драматизированного романа. Если Вяч. Иванов по поводу философских романов Достоевского говорил о романе-трагедии, то две указанные повести по характеру своего жанра могут быть названы романом-комедией. Не говоря об огромной роли диалога в тексте этих повестей, вырастающего за счет собственно повествовательной части, вся ситуация этих произведений глубоко комедийна, в особенности это следует сказать относительно «Села Сте-панчикова». Можно даже прямо говорить о влиянии на структуру этой повести комедии Мольера. В самом деле, бросается в глаза поразительное сходство всей ситуации «Села Степанчикова» с «Тартюфом» Мольера. Центральная фигура Фомы Онискина при всем своеобразии и полной самостоятельности этого характера, по своей роли в доме Ростанева чрезвычайно напоминает роль Тартюфа в доме Оргона. Нельзя отрицать и внутреннего сходства личности Фомы и личности Тартюфа. Сходство произведений усиливается и тем, что генеральша-мать, стоящая горой за Фому, по своему самодурству явно соответствует госпоже Депериель. Есть и некоторые другие совпадения, но дело не в этих внешних сюжетных совпадениях.

— борьба, резкое столкновение двух сторон — интрига и противоинт-рига. С одной стороны, Фома и все его сторонники, начиная с генеральши, Фома, идущий неуклонно к неограниченной власти в доме и к опекунству над хозяином Роста-невым. С другой стороны, племянник Ростанева (он же рассказчик) и другие противники Фомы, например Бахчеев. Повесть развивается от сцены к сцене, она полна острых сюжетных положений, глубоко сценических групповых картин. В повести есть неуклонное нарастание действия, своя чисто комедийная кульминация. Действие явно устремляется к своему кризису в сцене в гостиной, когда «дядя», возмущенный инсинуациями Фомы, выбрасывает его из дому.

Внешняя обстановка, пейзаж повести подчеркивают напряжение действия, акцентируют его ритм, его кульминацию. В течение всего действия, происходящего в деревне, на дворе обычная летняя солнечная погода. Но в момент перед знаменательной сценой в гостиной собираются тучи. Когда же Фому выталкивают из дому, разражается гроза. Этот прием акцентировки драматического ритма действия при помощи пейзажных ремарок Достоевский неоднократно использует в дальнейших произведениях,

«Селе Степанчикове» является история с богатой и слабоумной девицей, которую пытается насильно увезти Мизинчиков в союзе со своей мамашей.

изгибы души. В этих повестях характерно выявление душевного мира героев без помощи авторской интроспекции. Так, душевный мир Фомы нигде не показан «изнутри», он выявляется в самом процессе действия. Но именно внутренний мир центрального героя является подлинным фокусом произведения. Такой прием психологического изображения будет позднее широко разрабатываться Достоевским.

Раздел сайта: