Музеи Достоевского.
Санкт-Петербург

Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского

Музеи Достоевского. Санкт-Петербург

Жизнь Федора Михайловича Достоевского была тесно связана с Петербургом. Начиная с 1837 г., он стал петербуржцем, сменил в течение многих лет около 20 адресов. Улицы и дома Петербурга изображены в произведениях писателя.

Однако среди многих петербургских адресов Достоевского особое место занимает дом на углу Кузнечного пер. и ул. Достоевского, неподалеку от старинной церкви Иконы Владимирской Божией Матери. Здесь писатель поселился с семьей в октябре 1878 г. и прожил до дня своей смерти — 28 января 1881 г. Здесь был написан его последний роман “Братья Карамазовы”, “Пушкинская речь”. В этом доме Достоевского посещали многие его современники.

Простой, вполне обычный петербургский дом, не отличающийся архитектурными достоинствами, стал одной из наиболее привлекательных достопримечательностей Петербурга, благодаря тому, что здесь жил и умер Достоевский.

Еще в дореволюционной русской печати появлялись заметки, в которых говорилось о необходимости отметить этот дом памятной доской и открыть здесь музей, посвященный жизни и творчеству великого писателя. Однако эта инициатива не была реализована, а в послереволюционные годы это стало практически невозможно. В 1917 г. вдова писателя Анна Григорьевна Достоевская покинула Петербург, поселилась в своем имении на берегу Черного моря. В 1918 г. она умерла в полном одиночестве, вдали от своих детей и внуков. Все предметы, находившиеся некогда в доме, где жил Достоевский, были сданы ею при отъезде из Петербурга на один из складов на хранение и впоследствии пропали, а материалы драгоценного архива, за некоторыми исключениями, попали в государственные архивы.

Затем наступили годы, неблагоприятные для памяти Достоевского. Трагический художественный мир писателя, его общественные и религиозные убеждения были несовместимы с официальной советской идеологией. В эти годы трудно было представить, что возможно создание музея в доме, где он жил. Однако и тогда известные писатели и ученые напоминали в печати о том, какое значение имеет Достоевский в истории русской культуры, и говорили о необходимости создания музея в городе, где прошли многие годы его жизни.

В 1971 г. во всем мире отмечалось 150-летие со дня рождения великого писателя. К этой дате решено было открыть Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского в Ленинграде, в доме на Кузнечном переулке. По архивным планам дома и по воспоминаниям современников писателя была восстановлена квартира. По фотографии, сделанной после смерти писателя, был реконструирован его кабинет. Рядом с мемориальной квартирой была открыта большая литературная экспозиция, посвященная жизни и творчеству Достоевского.

Большой вклад в дело создания Музея внес внук писателя Андрей Федорович Достоевский (1908 -1968), собравший ценную коллекцию, посвященную памяти его знаменитого деда, — впоследствии она стала основой музея. Семейные pеликвии передала в Музей внучатая племянница Достоевского Мария Владимировна Савостьянова — наиболее ценные материалы этого собрания также находятся в экспозиции.

Среди создателей Музея необходимо назвать его первого директора — Бориса Варфоломеевича Федоренко и проф. Нину Перлину (в настоящее время преподает в университете штата Индиана, США).

многократно увеличилось. В настоящее время он располагает большой коллекцией графики, прикладного искусства, значительным фондом фотографий; библиотека насчитывает около 24000 томов, имеется коллекция театральных афиш, программ — по инсценировкам произведений писателя, собран небольшой рукописный фонд. Эта коллекция постоянно пополняется — во многом благодаря дарам посетителей, друзей Музея, ученых — исследователей творчества писателя.

Музей располагает кинозалом, где можно посмотреть фильмы и спектакли по его произведениям, побывать на литературных вечерах. Каждый год, в ноябре, когда отмечается день рождения писателя, в Музее проходят международные научные конференции на тему “Достоевский и мировая культура”. В выставочных залах постоянно проходят выставки современных художников. Сегодня Музей стал неотъемлемой частью культурной жизни С. -Петербурга.

Музей Достоевского состоит из следующих частей:

Мемориальная квартира

В начале октября 1878 г. Федор Михайлович Достоевский с семьей поселился в доме № 5 по Кузнечному переулку (кв. 10) и прожил здесь до дня своей смерти – 28 января 1881 г. В советские годы дом на Кузнечном подвергся серьезной перестройке, в нем появились обычные коммунальные квартиры.

В 1956 году на этом доме была установлена мемориальная доска. В 1968 году дом был поставлен на капитальный ремонт, после которого квартира Достоевского была восстановлена по архивным планам и воспоминаниям современников.

ПРИХОЖАЯ

Жена Достоевского, Анна Григорьевна, писала: «Квартира наша состояла из шести комнат, громадной кладовой для книг, передней и кухни и находилась во втором этаже. Семь окон выходили на Кузнечный переулок». Гости Федора Михайловича обычно из прихожей проходили налево по коридору в гостиную. Дверь прямо вела в умывальную комнату, а из умывальной – в детскую.

ДЕТСКАЯ

родилось четверо детей. Первая дочь Сонечка родилась в 1868 году в Женеве и умерла через три месяца. В 1869 в Дрездене появилась Люба, в 1871 году в Петербурге родился Федор, в 1875 году в Старой Руссе, где семья Достоевских проводила лето, родился Алеша. Весной 1878 года трехлетний Алеша умер от эпилептического припадка. «Федор Михайлович был страшно поражен этой смертью. Он как-то особенно любил Лешу, почти болезненною любовью, точно предчувствуя, что его скоро лишится». Личный трагический опыт отразился в романе «Братья Карамазовы», который Достоевский писал в 1878-1880 гг.

«Вернувшись осенью в Петербург <из Старой Руссы>, мы не решились остаться на квартире, где все было полно воспоминаниями о нашем умершем мальчике, и поселились в Кузнечном переулке…» - писала в своих воспоминаниях Анна Григорьевна Достоевская.

Достоевский был очень заботливым, любящим отцом, он считал, что без детей нет смысла в жизни. Особым предметом внимания Достоевского было воспитание и образование детей. Он нередко читал детям вслух произведения русских и европейских писателей, которых сам знал и любил с ранней юности: Пушкина, Жуковского, Карамзина, Гоголя, Диккенса, Гофмана, Шиллера, Гюго, знакомил их с Библией по книге, которую помнил с детства - «Сто четыре истории из Ветхого и Нового Завета».

Любовь Федоровна Достоевская (1869–1926) стала писательницей, автором, рассказов и повестей. Главный интерес для читателей представляет ее книга об отце «Достоевский в изображении его дочери», в которой содержится немало уникальных сведений об образе жизни, привычках, чертах характера Ф. М. Достоевского. С 1913 г. Любовь Федоровна жила за границей. Умерла в северной Италии.

Федор Федорович Достоевский (1871–1921) с детства любил спорт, увлекался лошадьми. Окончив юридический и естественный факультеты Дерптского университета, он стал крупным специалистом по коневодству. В последние годы жизни сын писателя, выполняя волю своей матери, продолжал собирать и хранить архив Достоевского. Умер и похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (могила не сохранилась). Федор Федорович был женат дважды, у него были сыновья Федор (1905-1921) и Андрей.

Андрей Федорович Достоевский, внук писателя, (1908–1968) внес большой вклад в дело создания Музея. Он передал музею ценнейшую коллекцию, посвященную памяти его деда, которая стала основой экспозиции Музея. Дети Андрея Федоровича – Татьяна и Дмитрий – живут в Петербурге.

Комната Анны Григорьевны представляет собой кабинет деловой женщины. Вся ее жизнь была посвящена мужу. Она была постоянным секретарем и стенографом Достоевского, занималась изданием его произведений, книжной торговлей, вела все денежные дела в доме, воспитывала детей. Достоевский высоко оценил деятельность Анны Григорьевны: ей он посвятил последний, самый главный свой роман «Братья Карамазовы». После смерти Достоевского Анна Григорьевна всю оставшуюся жизнь (37 лет) собирала материалы о жизни мужа, издавала его сочинения. На основе этих материалов в 1901 году в московском Историческом музее был открыт «Кабинет Достоевского». В 1928 году эта коллекция стала основой открывшегося Музея Достоевского в Москве.

СТОЛОВАЯ

В столовой вся семья вместе собиралась вечером. Достоевский с молодости привык работать по ночам. Тишина - главное условие его работы - в доме наступала только ночью. Он начинал работу в 11-12 часов ночи, работал до 5-6-ти часов утра. Потом отдыхал, просыпался в первом часу дня, приходил в столовую и заваривал себе чай. Днем он был занят издательскими делами, а в 6 часов вечера семья собиралась за обедом. «Обед кончался в 7, и он любил до 8 или половины 9-го просидеть один, а затем одевался и шел гулять…»

ГОСТИНАЯ

языка и словесности. К Достоевскому приходили многочисленные посетители с разными вопросами и просьбами, и он старался принимать всех. В конце 70-х годов его часто приглашали на литературные, благотворительные вечера, где он много выступал, читая отрывки из своих произведений. Современники отмечали, что он обладал особым даром, и совершенно преображался, когда читал.

КАБИНЕТ ДОСТОЕВСКОГО

Кабинет был реконструирован по фотографии, сделанной В. Таубе после смерти писателя. В нем представлены мемориальные предметы: на столе ручка с пером, коробочка из-под лекарства и бумажник, над столом – кашлетр для бумаг и писем, в углу – икона в серебряном окладе «Божия Матерь Всех Скорбящих Радость». В книжных шкафах хранятся книги, входившие в библиотеку Достоевского, которые Музей собирает по спискам, составленным Анной Григорьевной.

В кабинет Достоевского редко попадали случайные гости, здесь он принимал только близких людей. Родные вспоминали, что он не любил, когда в его кабинете что-то нарушалось – перекладывались рукописи, книги, сдвигался стул с того места, где он его оставил. Это была его творческая мастерская, и никто не должен был разрушать ее особенную атмосферу. В этом кабинете Достоевский работал над романом «Братья Карамазовы», готовил свою знаменитую Пушкинскую речь, писал статьи для последнего выпуска «Дневника писателя», который вышел уже посмертно.

Здесь, в этом кабинете, Достоевский умер. Часы, принадлежавшие младшему брату писателя, Андрею Михайловичу, на столике у окна остановлены на дне и часе смерти писателя: 28 января 1881 года.

Музей Достоевского был открыт в 1971 году. Главная его часть – мемориальная квартира писателя – всегда была и останется неизменной. Но остальные пространства музея меняются постоянно: в выставочных залах музея каждый месяц проводятся новые выставки, в театре музея каждый вечер играются разные спектакли, а 9 февраля 2009 в залах напротив квартиры Достоевского открылась новая, третья со дня основания музея, литературная экспозиция, посвященная его жизни и творчеству.

В решении новой экспозиции использованы музейные технологии, органично соединяющие стилистику эпохи Достоевского и дизайнерские и информационные возможности сегодняшнего времени. Предпринята попытка представить жизнь и творчество писателя в непосредственной взаимосвязи, что решено созданием трех уровней экспозиции: первый представлен экспонатами, связанными с фактическим материалом – фотографии, портреты Достоевского и его окружения, места, связанные с его жизнью, документы эпохи, письма, рукописи и пр. Второй уровень - экспонаты, связанные с творческим процессом.

Третий уровень – мониторы, включенные в художественное пространство экспозиции, с дополнительной информацией. В одном из залов установлен сенсорный киоск, в котором посетители смогут получить необходимую информацию. В другом зале предусмотрена возможность демонстрировать видеопрограммы музея, экранизации произведений Достоевского, документальные фильмы (экран будет опускаться по необходимости).

Одним из важных принципов художественного и конструктивного решения новой экспозиции является ее мобильность: разделы экспозиции можно пополнять новыми экспонатами, вводить дополнительный материал и в мультимедийные «окна», и в статичную развеску. В залах новой экспозиции можно будет проводить семинары, конференции, устраивать просмотры, играть спектакли.

«И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» - эта евангельская цитата неслучайно вынесена в эпиграф экспозиции: черное «двоящееся» пространство с бесконечными отражениями, мерцающий свет, стены с «окнами-объектами» и единственное открытое окно с видом на Владимирскую церковь, по замыслу авторов экспозиции, соответствуют «космосу» Достоевского и атмосфере его петербургских произведений.

Театральный зал

Достоевский любил театр, часто посещал спектакли, концерты, ходил на премьеры, дружил с актерами. В его публицистике встречаются рецензии, герои его романов нередко разыгрывают сцены, представляют театр. Он всю жизнь хотел написать драму, но так и не написал ни одной пьесы. Всем известна формула «театр Достоевского». Музей и ФМД-Театр реализовали ее буквально. Традиционный «черный кабинет», оснащенный при содействии правительства Королевства Норвегия современным оборудованием, стал замечательным пространством для сценических версий произведений Достоевского, Гоголя, Ибсена, современных авторов. Здесь представляют свои спектакли разные петербургские театры, привозят спектакли театры из других городов и стран.

191002, Санкт-Петербург, Кузнечный пер., 5/2

Раздел сайта: