Ф. М. Достоевский - А. Г. Достоевской. 2 января 1872

26. Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ - А. Г. ДОСТОЕВСКОЙ 

Москва. 2 января <18>72 года.111

<В Петербург.>

Милая, бесценная моя Аня, вчера был обрадован твоим письмом 112 и от Любочки. Ангельчик мой! воображаю, как она писала. Расцалуй ее и будь подобрее к ней, если она капризится. Федька истинно обрадовал меня тем, что выздоровел, здоровы ли вы только теперь? Расцалуй мальчишку моего; бьюсь об заклад, что он узнает меня по приезде и улыбнется мне. -- Слушай, Аня, меня ваши 13 градусов беспокоят. (Здесь в этом роде, но сегодня не более 8). У тебя пальто не для 13 градусов, не простудись, ради бога, береги себя, и если что -- извести по телеграфу. Беспокоюсь я за вас очень и, главное, хочется увидеть. А между тем здесь (по поводу праздничного времени) я узнал, как много трачу времени даром, что и скучно и убыточно. Вчера оставил только визитные карточки Каткову и его супруге. Сегодня же, несмотря на то, что Катков ужасно занят, и главное, что и без меня бездна людей поминутно мешают ему своими посещениями -- отправился в час к Каткову, говорить о деле. Едва добился: в приемной комнате уже трое, кроме меня, ждали аудиенции. Наконец, я вошел и прямо изложил просьбу о деньгах и о сведении [прежних] старых счетов. Он обещал дать мне окончательный ответ послезавтра (4-го числа). Итак только 4-го получу ответ, а там насчет выдачи и прочего опять потребуется свое время. Хорошо, если я выеду 5-го, а ну как если 6-го или 7-го? Главное, проживусь. Обедать звал (одно слово зачеркнуто) меня Аверкиев113 завтра; у Верочки114 же я провожу только вечера, а обедать совещусь, потому что у них, кажется, очень тонко, и это видно, так что обедаю на свой счет. Итак послезавтра я тебе напишу о результате окончательно. Если же [удастся выехать 5-го то уж] что случится, напишу и завтра. Кажется, Катков даст что-нибудь -- и это верно. Я сужу по его тону, и не захотел бы он сам меня задерживать напрасно. От Каткова поехал, к Аксакову,115 который прекрасно и радушно принял меня и у которого просидел часа три. Звал в четверг к себе вечером, но только случай какой-нибудь может задержать меня и в четверг в Москве.

Я все думаю, голубчик мой, не испугал бы тебя как-нибудь Поляков.116 Но, ради бога, не тревожься, он никаких мер дурных не успеет принять до моего возвращения, если б и хотел повредить. Вот с Гинтерлах117 так надо бы было объясниться; эта меня более беспокоит.

Где встречала Новый год? Я, разумеется, у Верочки. Был Саша Каре-пин,118 и было довольно забавно. Но все-таки грустно очень. Плещеева 119 здесь нету. Думаю заехать к Чаеву.120 В Беседе, кажется, не буду.121 У Елены Павловны быть еще не успел, а главное -- дети у ней в скарлатине. Береги наших, ради бога, береги. Глаз немного стал болеть больше (но не такие припадки, как в Петербурге). До свидания, ангел мой. Я думаю после 4-го числа тебе уже и нечего писать ко мне, потому что мы с письмом разъедемся. Но 4-го напиши, и если что-нибудь случится, то пиши или телеграфируй. Но дай бог, чтоб не было никаких этих крайностей.

Обнимаю тебя от всего сердца, люблю тебя очень. Цалую и благословляю [тебя] детей, очень благодарю Любу за пифо,122 поцалуй ей за то ручку, купи нададу 123

Твой весь

Ф. Достоевский.

Примечания:

111 Достоевский выехал в Москву в декабре 1871 г., чтобы получить гонорар за роман "Бесы", печатавшийся в "Русском вестнике".

112 Письмо не сохранилось.

113 С драматургом Дмитрием Васильевичем Аверкиевым (1836--1905) Достоевский познакомился в 60-х годах, когда в журнале "Эпоха" (1864, No 10) была напечатана драма Аверкиева "Мамаево побоище". Достоевский высоко отозвался о "Комедии о российском дворянине Фроле Скобееве" Аверкиева (Письма, И, 187). В дальнейшем между ними сохранились дружественные отношения, иногда прерывавшиеся, но свидетельству Е. А. Штакеншнейдер, недоброжелательными выпадами Аверкиева против Достоевского (см.: Достоевский в воспоминаниях, II, 304).

В 1885--1886 гг. Аверкиев, продолжая идею Достоевского, выпускал периодическое издание "Дневник писателя", где напечатал отрывок из подготавливаемого им биографического очерка о Достоевском, что, по сообщению Е. А. Штакеншнейдер, было неприятно Анне Григорьевне ("Голос Минувшего", 1919, No 1--4, с. 197).

114

115 Если в начале 60-х годов Достоевский полемизировал во "Времени" со славянофильской газетой И. С. Аксакова "День", а в 1867 г. отказался сотрудничать в газете Аксакова "Москва", то в 70-е годы, когда мировоззрение самого Достоевского принимает все более славянофильскую окраску, меняется и его отношение к Аксакову, а в последние годы жизни Достоевского между ними установились особенно тесные личные и литературные связи (см. письма Достоевского к И. С. Аксакову за 1880 г. -- Письма, IV, 198, 210, 216, 220).

116 Поляков "мерзавец" и "тупица" (Письма, ЛН, т. 86, по указателю имен.

117

118 Карепин Александр Петрович (1841--?), племянник писателя, сын его сестры Варвары Михайловны, врач. Достоевский познакомился с ним в 1866 г. в Люблине, где провел лето с семьей Ивановых. По характеристике второй дочери В. М. Ивановой, М. А. Ивановой, Карепин "отличался многими странностями. Все приклю чения диккенсовского Пиквика случались с ним. Несмотря на то что он окончил медицинский факультет и состоял врачом при Павловской больнице, в жизни он был почти идиотом. Он был предметом неистощимых шуток и глумлений для молодой компании Ивановых" (Достоевский в воспоминаниях, I, 366). По свидетельству М. А. Ивановой, Достоевский воспел Каренина в ряде шуточных стихотворений, которые она приводит в своих воспоминаниях 366--367). Многие черты Каренина угадываются в образе героя "Вечного мужа" Трусоцкого.

119 Плещеев Алексей Николаевич (1825--1893) -- друг юности Достоевского, поэт, петрашевец, во время чтения приговора петрашевцам о смертной казни 22 декабря 1849 г. на Семеновском плацу в Петербурге находился вместе с Достоевским и С. Ф. Дуровым во втором ряду (см.: Ахшарумов Д. Записки петрашевца. М. --Л., 1930). Дружеские личные отношения между Достоевским и Плещеевым, возникшие еще в кружке петрашевцев, сохранились до конца дней, несмотря на их идейные разногласия (в 70-х годах Плещеев занимал пост секретаря "Отечественных записок"). См. об этом письма Плещеева к Достоевскому и предисловие Л. С. Пустильника к этим письмам в кн.: Литературный архив, т. 6. М. --Л., 1961. После смерти Достоевского Плещеев написал от имени Анны Григорьевны обращение ко всем лицам, приславшим ей телеграммы и письма с выражением соболезнования (см.: ЛН, т. 86, "Юность Достоевского" ("Былое", 1924, No 23, с. 3--43).

120 Достоевский познакомился с драматургом Николаем Александровичем Чаевым (1824--1914) в 1864 г., когда в "Эпохе" появились его драмы и хроники из древней русской истории: "Сват Фадеич. Предание в лицах" (1864, No 2) и "Дмитрий Самозванец" (1865, No 1). Характеристику Чаева Достоевский дает в письме к брату от 20 III 1864: "Здесь есть некто Чаев. С славянофилами не согласен, но очень ими любим. Человек в высшей степени порядочный. Встречал его у Аксакова и у Ламовского. Он очень занимается историей русской. К удовольствию моему я увидал, что мы совершенно согласны во взгляде на Русскую Историю. Слышал я и прежде, что он пишет драматические хроники в стихах из Русской Истории (Князь Александр Тверской). Плещеев хвалил очень стихи. Теперь в "Дне" (No 11-й) объявлено о публичном чтении хроник Чаева с похвалою, я. поручал Плещееву предложить ему напечатать в "Эпохе"" (Письма, "Утраченные письма Достоевского" ("Вопросы литературы", 1971, No 11, с. 200), где напечатаны отрывки из писем Чаева к Достоевскому.

121 В письме от 27 X 1891 к редактору близкого к славянофильству журнала "Беседа" С. А. Юрьеву, усиленно приглашавшему писателя в сотрудники, Достоевский обещал именно в эту поездку "лично засвидетельствовать уважение" (Письма,

122 Очевидно, детское название письма.

123

 

 
Раздел сайта: