Ф. М. Достоевский - А. Г. Достоевской. 4 января 1872

27. Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ - А. Г. ДОСТОЕВСКОЙ 

Москва. 4 января 1872 года.

<В Петербург.>

Добрый, бесценный голубчик мой Аня, был сегодня у Каткова и -- опять затруднение: извинялся и просил повременить когда сведут счеты, которые еще свести не успели. Дело, думаю, решится завтра, но если и благоприятно, то вряд ли (с здешнею медлительностью и неаккуратностию) решится в один день. Думаю, однако, что никак позже 6-го или maximum 7-го не засижусь, тем более что проживаюсь ужасно, и не хватит, пожалуй, денег, хуже всего, если решение будет неблагоприятно, а я боюсь, что так, пожалуй, и будет, хотя Катков чрезвычайно желает сделать мне все, что возможно. От Каткова я прошел (в том же доме) к Воскобойникову (прежнему знакомому, а теперь работает у Каткова в редакции Москов<ских> Ведомос<тей>).124 От него я узнал, что счеты мои у них в большом беспорядке, но что он сам, по просьбе Аверкиева, проверял их третьего дня, и в результате должно быть 1300 руб. моего долга. (Заметь, что два последние забракованные ими листа романа в счет не вошли).125

Потом он мне сказал, что с прошлого года все выдачи денег производятся не иначе как с согласия Леонтьева, которому сам Катков уступил в этом добровольно деспотическую власть. Таким образом, все зависит от согласия Леонтьева, а в расположении этого человека ко мне я не могу быть уверенным.126 Воскобойников даже полагает, что Катков не отвечал мне сегодня единственно потому, что не успел еще переговорить с Леонтьевым, который очень занят в Лицее.127

Так что я опять совсем не уверен и, главное, если мне откажут, принужден буду с ними просто порвать, что уже очень худо.

Как я жалею, что написал тебе, чтобы ты мне с 4-го числа уже не писала. Можно бы было и 5-го написать без опасения, что мы с письмом разъедемся.

у вас? Топи, голубчик, если у вас чуть-чуть холодно. Сегодня здесь 20 градусов. Вчера Аверкиев принес утром мне билет в театр, и я видел его драму,128 после того у него обедал, а вечером был у Верочки. У них какое-то уныние и совсем нет денег. Я предлагал на перехватку по-братски у меня -- она не взяла, Но сегодня Соня должна была получить из Р<усского> Вестника 140 р.129

Вообще мне здесь скучно, а главное -- совершенная неизвестность. Завтра во всяком случае напишу тебе.

До свидания, голубчик, радость моя Аня. Обнимаю тебя от всего сердца. Признаюсь тебе, что я все еще крепко надеюсь. Вот черта: я рассказал Каткову, глаз на глаз, сюжет моего будущего романа130 и слышал от Аверкиева, что он уже рассказал сюжет двум лицам.

Обнимаю детишек, Любочку, Федюрку. Корми их получше, Аня, не скупись на говядинку. Боюсь, что пристают к тебе кредиторы. Полякова боюсь ужасно.

До свидания, Ангел мой, цалую Любочку и Федю, обнимаю тебя, твой весь, тебя любящий

Федор Достоевский.

Что делаешь запись имения на брата -- это хорошо.131

132 и супругу ее.

Примечания:

124 Инженер путей сообщения Николай Николаевич Воскобойников "Московские ведомости", а с 1875 г. -- помощником редактора. Вероятно, Достоевский познакомился, с ним еще в начале 60-х годов. У Воскобойникова "водилось немало знакомств в Петербурге в разных журналах, разумеется, не в кружке "Современника", а больше в том, что собирался у братьев Достоевских" (Боборыкин П. Д. Воспоминания, т. I. М., 1965, с. 340). Г. Ф. Коган предполагает, что Н. Н. Воскобойников был автором статьи "Очерк истории Польши", запрещенной к публикации в журнале "Время" (ЛН, т. 86, 587). Со статьей Воскобойникова мог быть знакбм Достоевский, и, несомненно, эта статья была известна Н. Н. Страхову как правильно указывает Г. Ф. Коган. Заглавие ставшей роковой для журнала "Время" статьи Страхова очевидно возникло не без влияния "Очерка истории Польши", где в предисловии отмечалось: "Роковой вопрос выдвигал на первый план Польшу с ее историей" (там же). Как свидетельствует П. Д. Боборыкин, "идеями социализма" Воскобойников не увлекался, "но в деле свободомыслия любил называть себя "достаточным безбожником" и сочувствовал в особенности польскому вопросу в духе освободительном" (Боборыкин П. Д. Воспоминания, т. I, с. 339). См. также отрывки из писем Воскобойникова к Достоевскому в статье Л. Ланского "Утраченные письма Достоевского" ("Вопросы литературы", 1971, No 11, с. 201).

125 Речь идет, очевидно, об "Исповеди Ставрогина", впервые полностью опубликованной в первом выпуске "Документов по истории литературы и общественности. Ф. М. Достоевский" (М., 1922). По вопросу о том, почему "Исповедь Ставрогина" не вошла в канонический текст "Бесов", установились две прямо противоположные точки зрения. По одной -- "Исповедь" была исключена Достоевским добровольйо в связи с тем, что в процессе работы образ Ставрогина изменился и "Исповедь", предполагавшая возможность подлинного покаяния Ставрогина и его религиозного просветления, оказалась в противоречии с образом Ставрогина, неспособным на акт живой веры. По другой -- "Исповедь" является органической частью романа, его кульминационным пунктом, и ее выпадение зависело от причин чисто случайного характера (отказ М. Н. Каткова напечатать эти главы в своем журнале). Первой точки зрения придерживаются В. Л. Комарович в статьях "Неизданная глава романа "Бесы"" ("Былое", 1922, No18, с. 219--226), "Die inneren Motive fur Weglassung der Berichte" (In: R. Fiilop-Miiller und F. Eckstein. Der unbekannte Do-stojewskij. Miinchen, 1926, S. 373^385), И. Л. Бродский в статье "Fragmente und ausgelassene Kapite] aus den "Damonen"" (там же, с. 127--245), А. Шрейдер в своей книге "Тетрадь о Достоевском" (Париж, 1929, с. 19--21). На другой точке зрения стоит А. С. Долинин; см. его статьи: ""Исповедь Ставрогина" (в связи с композицией "Бесов")". -- "Литературная мысль", вып. 1, М., 1922, с. 139--162; "Страницы из "Бесов" (в канонический текст не включенные)". -- Достоевский544--556; "Die fremde Einfliisse bei der Weglassung von "Stawrogin's Berichte"". -- In: R. Fulop-Muller und F. Eckstein. Der unbekannte Dostojewskij, S. 298--354; "Ausgelassene Seiten aus den "Damonen"" (там же, с. 354--374). Обе точки зрения пытается синтезировать А. Л. Бем в статье "Эволюция образа Ставрогина. (К спору об "Исповеди Ставрогина")": "Внешняя причина, оборвавшая печатание "исповеди" в журнале "Русский вестник", совпала с какими-то внутренними колебаниями Достоевского, не нашедшими себе, к сожалению, более полного выявления" ("Труды V съезда Русских академических организаций за границей", т. I. София, 1931, с. 208).

126 См. примеч. 18 на с. 391.

127 В 1868 г. в Москве на средства М. Н. Каткова и П. М. Леонтьева был основан лицей.

128 Драма Д. В. Аверкиева "Каширская старина" шла в Малом театре с участием Г. Н. Федотовой.

129 "Русском вестнике" как переводчица.

130 Возможно, речь идет о романе "Подросток".

131 Речь идет об одном из домов Сниткиных, назначенных "к продаже с публичного торга" (Ввспоминания Достоевской, 215).

132 Жена брата Анны Григорьевны И. Г. Сниткина. Если сначала Достоевский пишет о ней с теплотой (см., например, письмо к С. А. Ивановой от 29 марта/ 10 апреля 1871 г.: "... она решительно высоких качеств девушка и необыкновенного характера" -- II, 341), то постепенно его отношение к ней меняется, а после того как она ушла от мужа, становится резко отрицательным (см. дальнейшие письма к Анне Григорьевне).

 

 
Раздел сайта: