Достоевский Ф. М. - Достоевскому М. М., 19 сентября 1859

M. M. ДОСТОЕВСКОМУ

19 сентября 1859. Тверь

Тверь, 19 сентября 59.

Вчера получил твое письмо, голубчик Миша, да поздно, и потому не мог сейчас отвечать тебе. Письмо твое меня ужасно обрадовало, во-первых, потому, что я вполне один, а во-2-х, что оно пришло раньше, чем я думал. Я думал, что оно придет в субботу. Рад за тебя, что ты опять у своих и доволен.1 Только когда-то увидимся? Я хоть и сижу в Твери, а все-таки продолжаю странствовать, когда-то нас опять соединит судьба.

Ходил к Баранову с письмом к Долгорукому. Он мне обещал сделать всё (то есть не более как переслать письмо), но сказал, что напрасно я теперь подаю, что князя Долгорукова теперь нет в Петербурге, а в вояже он не доложит, и потому советовал отложить мне до половины октября, когда князь воротится в Петербург. Тогда и просил прийти с письмом. Рассудив, я полагаю, что это справедливо.2

Тем более, что если через месяц князь будет в Петербурге, то дело сделает скоро, особенно при ходатайствах и рекомендациях, например от Эдуарда Ивановича3. Так что я даже надеюсь к 1-му декабря быть у вас. И потому подождем.

О Врангеле я прочел в твоем письме с чрезвычайным удовольствием. Я так обрадовался ему. Поклонись от меня, скажи, что мне ужасно хочется его видеть и что если он приедет в Тверь, хоть на один день, то сделает чудесно хорошо4. На днях ему напишу. Эдуарду Ив<ановичу> (1) напишу тоже, погодя немного. Майкову поклонись и скажи, что я не менее его люблю и помню, а если приедет, то сделает прекрасное дело; хоть на день; скажи ему, что я жду его с крайним нетерпением.5

К сестрам написал.

Ты пишешь, что не застал Некрасова дома. Но вот что, друг мой: если ты и 16-го его не застал, то не опоздать бы с рукописью? Уйдет время, - и они будут другое печатать в октябрьской книжке. Надобно еще прочесть ее, а ты мне не пишешь: оставил ли у него рукопись? И передал ли ему письмо?6 Обещаешь писать 17-го, если увидишь Некрасова. Конечно, увидишь, и потому жду сегодня твоего письма с крайним нетерпением. NB: в сношениях с Некрасовым замечай все подробности и все его слова, и, ради бога прошу, опиши всё это подробнее. Для меня ведь это очень интересно.

Вральмана Кольку поцелуй. Котов своих тоже7 и мучился ужасно над письмом князю8. Заказал тоже портному (да ведь это при тебе) штаны - испортил. В Твери погода дурная, а скука страшная.

Думаю я о тебе, голубчик мой. Вот ты уехал, а я ведь знаю, что мы вовсе еще не так познакомились друг с другом, как надо, как-то не высказались, не показались во всем. Нет, брат: надо жить вместе, жизнью не скорою, а обыкновенною, и тогда вполне сживемся; ты у меня один, нас и десять лет не разъединили. Не пишешь ты мне ничего о своем здоровье, а главное, что сказал тебе Розенберг? Пожалуйста, с ним советуйся. Прощай, голубчик. Обнимаю тебя, пиши, ради бога.

Твой Д<остоевский>.

NB. Вспомнил твое: пиши, (2) при прощанье. Обдумываю роман, который тебе пересказывал, и вмест<е> жаль большого романа9

Течь не запускай. Сходи к Розенбергу.

Является ответом на письмо M. M. Достоевского от 16 сентября 1859 г. (см.: Д. Материалы и исследования. —514). Ответное письмо М. М. Достоевского от 21 сентября 1859 г. см.: Там же. С. 514—516.

1 Письмо M. M. Достоевского написано по возвращении в Петербург после поездки в Тверь и Москву.

2 Достоевский просил тверского губернатора П. Т. Баранова переслать его письмо главному начальнику III Отделения князю В. Л. Долгорукову, чтобы через него ходатайствовать перед царем о разрешении жить в Петербурге.

3 Достоевский собирался написать Э. И. Тотлебену письмо с просьбой содействовать его возвращению в Петербург. M. M. Достоевский извещал его, что Тотлебен в Риге, но А. Е. Врангель «берется переслать к нему письмо» (Там же. С. 514).

4 Врангель, вернувшись осенью 1859 г. в Петербург из кругосветного плавания, посетил M. M. Достоевского, о чем последний сообщал брату: «Сам он (Врангель. — бог знает где был в это время. Ходил кругом света, был и в Африке, и в Америке, через Маньчжурию прошел к Амуру. <...> Он хочет писать тебе. Напиши ему. <...> Он ждет отца из-за границы, и как дождется — хочет съездить к тебе» (Там же. С. 514).

5 Об А. Н. Майкове M. M. Достоевский писал 16 сентября: «Майков тоже хочет ехать (в Тверь. — Прими его братски. Он, кажется, очень любит тебя» (Там же. С. 514), а 21 сентября сообщал: «В четверг на этой неделе отправляется в Тверь Майков» (Там же. С. 515).

6 После возвращения рукописи «Села Степанчикова...» редакцией «Русского вестника» М. М. Достоевский начал переговоры с Н. А. Некрасовым о напечатании повести в «Современнике».

7 Колька — H. M. Достоевский. Здесь Достоевский имеет в виду строчки из письма M. M. Достоевского от 16 сентября: «Спрашивал про тебя у Коли, но он всё врет. Такой стал враль, что и слушать нечего». «Котами» M. M. Достоевский называл своих детей (Там же. С. 513, 514).

8 Речь идет о письме к князю В. А. Долгорукову.

9 «... ты теперь колеблешься между двумя романами, и я боюсь, что много времени погибнет в этом колебании. Зачем ты мне рассказывал сюжет? Майков раз как-то давно-давно сказал мне, что тебе стоит только рассказать сюжет, чтоб не написать его. Милейший мой, я, может быть, ошибаюсь, но твои два больших романа будут нечто вроде «Lehrjahre» und «Wanderungen» («Годы учения» и «Странствования» — нем.)» (Там же. С. 515) . «Большой роман», который «жаль» оставлять, — это, скорее, старый замысел (см. письмо 58, примеч. 3). Пересказывал же Достоевский брату, судя по более позднему письму к нему, роман «с страстным элементом» (см.: ПСС. Т. XXVIII1«Годы учения...» (1795—1796) и «Годы странствований Вильгельма Мейстера» (1829).

(2) далее было: мне

Раздел сайта: