Достоевский Ф. М. - Достоевскому М. М., 20 октября 1859

M. M. ДОСТОЕВСКОМУ

20 октября 1859. Тверь

Тверь, 20-го октября 59.

На этот раз пишу тебе только два слова, бесценный мой Миша. Письмо твое от 17-го окт<ября> я получил, а посылки твоей еще не получил, даже повестки из почтамта не получал.1 Наш почтамт чрезвычайно (1) неисправен. Впрочем, не знаю еще наверно, когда пошла посылка из Петербурга. Там, может быть, задерживают.

Благодарю тебя, друг мой, за твои старания и за хлопоты при собирании моих сочинений. Я понимаю, как ты стараешься обо мне, и чувствую. Когда-нибудь отплачу.

Получил ли ты то письмо мое (последнее), где я прошу тебя съездить к Некрасову и Калиновскому?2 Вообще, друг мой, еще раз умоляю тебя, в каждом письме своем уведомляй, что "такое-то письмо твое, дескать, мною получено" и т. д. Это важно. Пойми это. Да еще умоляю тебя, бесценный мой, поступить по моей просьбе в последнем письме, то есть съездить и к Некрасову и к Калиновскому. Конечно, повергаю всё на твое соображение. (Могут выйти обстоятельства, каких я не знаю.) Но согласись сам, что совет мой довольно основателен и что к этим людям не худо бы съездить.

Краевский еще в четверг обещал тебе на днях дать знать.3 Вот, уж вторник. Надо признаться, что они-таки тянут.

Насчет Кушелева я, конечно, согласен и благодарю вас обоих (тебя и Майкова). 2000 не худо, но какие же 3 части. Разве "Степанчиково" в 3-й.4 Но это в том случае, если Краевский напечатает в этом году (настаивай, голубчик, чтоб в этом году).

NВ. Да вот еще что: помнишь - литературные суждения п<олковни>ка Ростанева о литературе, о журналах, об учености "Отеч<ественных> записок" и проч. Непременное условие: чтоб ни одной строчки Краевский не выбрасывал из этого разговора. Мнение по<лковни>ка Ростанева не может ни унизить, ни обидеть Краевского. Пожалуйста, настой на этом. (2) Особенно упомяни.5

Деньги твои я получил и благодарил тебя, ты уже знаешь.

Просьба моя в Петербург отправлена6. Жду. Но очень еще долго, может быть, тебя не увижу. Будут справки и проч. Так я предвижу. Разве месяца через два.

Прощай, мой бесценный. Обнимаю тебя и целую. Твой брат преданный тебе

Дост<оевский>.

Кланяйся всем своим. Врангель не пишет, что с ним? Я послал письмо через него Тотлебену. Не получил ответа. Недели две прошло.

Т<вой>.

Примечания:

Является ответом на письмо M. M. Достоевского от 17 октября 1859 г. (см.: Д. Материалы и исследования. С. 524). Ответное письмо M. M. Достоевского от 21 октября 1859 г. см.: Там же. С. 525—527.

1 «Нынче послал я тебе по почте, бесценный друг мой, твои сочинения.<...> Кажется, недостает только „Детской сказки”, или „Маленького героя”. Поправляй теперь, сколько душе угодно» (Там же. С. 524).

2 Достоевский просил брата еще раз похлопотать у Н. А. Некрасова и издателя журнала «Светоч» Д. И. Калиновского о возможности напечатать в одном из этих изданий повесть «Село Степанчиково и его обитатели».

3 Речь идет о публикации повести «Село Степанчиково...» в «Отечественных записках». M. M. Достоевский сообщал брату: «Роман твой всё еще у Краевского. Когда я был у него в четверг, он обещал мне на днях дать знать» (Там же).

4 Речь идет о предполагаемом издании сочинений Достоевского.

5 Достоевский имеет в виду разговор о литературе из главы 3 части II повести «Село Степанчиково и его обитатели», в частности рассуждения полковника Ростанева: «Ну да, „Отечественные записки”, и превосходное название <...> так сказать, всё отечество сидит да записывает... Благороднейшая цель! преполезный журнал! и какой толстый! Пойди-ка, издай такой дилижанс! А науки такие, что глаза изо лба чуть не выскочат... <...> И знаешь, обо всем толкование: что, например, значит метла, лопата, чумичка, ухват? По-моему, метла так метла и есть; ухват так и есть ухват! Нет, брат, подожди! Ухват-то выходит, по-ученому, не ухват, а эмблема или мифология. <...> Вот оно как! До всего дошли!» (наст. изд. Т. 3. С. 164—165, 528—529).

6

(2) было: и на этом

Раздел сайта: