Берг Ф. Н. - Достоевскому Ф. М., 20 июля 1861 г.

Ф. Н. Берг -- Достоевскому

20 июля 1861 г. Москва

Ну очень, очень рад, добрейший Федор Михайлович, что всё так кончилось; а то я нивесть что передумал. Спешу отвечать Вам. Простите, если вздор напишется как-нибудь. Видите, я переменяю квартиру, -- переезжаю к черту на кулички -- сиречь на Старую Басманную, близь 2-й гимназии, дом Клуга, кн. Крашенинникова, куда и адресуйте, когда случится писать.

Хлопот гибель и потому не до статей и стихов и прошу Вас насчет статьи: печатайте как хотите, только печатайте -- мне деньги дозарезу нужны. Нельзя ли заметку от редакции под книгой Наума? А нельзя, так всё и черкайте, пожалуйста. Вы говорите, что статья моя гимназическая, но я, право же, этим не обижаюсь, потому что так я думаю и нисколько мне не совестно, если у меня будут единомышленники между гимназистами.1 Я не совещусь быть согласным хотя бы с Аскоченским, если он что-нибудь такое выскажет, что дельно мне покажется. А я признаюсь: мне омерзительно это шпынянье -- 2 Простите, бога ради, если я и тут не хорошо сказал, но так я думаю. Насчет же стихотворения я не понял, зачем вы хотите изменить.3 Мне кажется -- именно этот стих выражает что следует. Заметьте, Пушкин говорит: Молчи..., т. е. негодует, зачем народ говорит и говорит в смысле толпы вообще, а не простолюдинов. А мой сообщает, что вот мол народ гадкий не может даже революцийки произвести, молчит. Замечательно, что он же сердцем не хочет часто, чтобы она была -- кому резня приятна! И сам бы не участвовал... Это Н. Ф. Павлов западно негодовал, что манифест тихо прошел, хоть бы, говорит, пошумнее...4

Простите мою болтовню. Ах как деньги нужны! Вот, то есть ничего-то нет! Это между нами впрочем. Прощайте. Будьте здоровы. Весь Ваш Ф. Берг.

"Два раза встретились", рассказ. Нет, впрочем, не рассказ, а так, черт знает что такое. Прикажете прислать? Дай бог кончить, да за хлопотами, право, уж не знаю. Чуть не забыл, в строчке, кот<орую> Вы хотели изменить, именно характеристично презрение либералов к народу. Но, ради бога, не подавленный. Это так напоминает пошлые <?> рукописные вещи начала 50-х годов. Вообще я против изменения. Но уж лучше {Было: униженный.} хоть это не выражает того, что я хотел сказать.

Нельзя ли в выноске прибавить, что "по разным обстоятельствам Вы не могли напечатать всей статьи г. Берга" или что-нибудь в этом роде. Пожалуйста! Извините, что делаю много шума из пустяков...

Примечания:

Печатается по подлиннику: ГБЛ, ф. 93, П. 1. 84.

1 "гимназической". Напротив Достоевский пишет: "Основная мысль Вашей статьи прекрасная, и мы с ней совершенно согласны". Но далее он обосновывает невозможность ее публикации во "Времени". Заключает Достоевский письмо фразой: "На все остальное в Вашем письме, требующее ответа, ответит вам брат" (П., IV, 268--269). Вероятно, "гимназической" назвал статью M. M. Достоевский в не дошедшем до нас письме к Бергу.

2 Аскоченский Виктор Ипатьевич (1813--1879) -- писатель и публицист. С 1858 г. издавал еженедельную газету "Домашняя беседа", прославившуюся своим крайним обскурантизмом. Аскоченский яростно нападал здесь на науку, просвещение и всякое прогрессивное движение в общественной жизни. Тем не менее некоторые публицистические статьи его не лишены иногда едкого сарказма и остроумия.

3 "Ты их ведь знал...", в котором Достоевский предлагает изменить строчку "Молчит бессмысленный народ" на "униженный" или "подавленный". Стихотворение было опубликовано в июльском номере "Времени" без изменений (Время, 1861, No 7. с. 316).

4 Павлов Николай Филиппович (1804--1864) -- писатель. Типичный либерал, западник, он доказывал в 50-х годах необходимость проведения реформ и "обновлений" жизни "сверху". С восторгом приветствовал манифест 19 февраля в своей газете "Наше время", сосредоточивая внимание на сценах "великой радости" крестьян, их благодарении богу и императору. См.: Вильчинский В. П. Н. Ф. Павлов. Жизнь и творчество. Л., 1970, с. 149--150.

Раздел сайта: