Филиппов Т. И. - Достоевскому Ф. М., 13 февраля 1873 г.

Т. И. Филиппов -- Достоевскому

13 февраля 1873 г. Петербург

Великой же славен Афимьян* князь
Во слезах писания** не видит,
В возрыданьи слова не промолвит:
"О, сын ты мой возлюбленный!
О, сын ты мой умоленный!
Чего ж ты давно мне не сказался?
Я <б> построил тебе келью не такую,
Не на таком бы тебе месте".
Заслышала матушка родная,
Идет ко святому, сама плачет,
Руками гробницу обнимает,
Слезами гробницу обливает:
"О, сын ты мой возлюбленный!
О, сын ты мой порожденный!
Чего ж ты давно мне не сказался?
Построила б тебе келью не такую,
Кормила б, поила своим кусом".
Заслышала младая княгиня,
Идет ко святому, сама плачет,
Руками гробницу обнимает,

"Жених ты мой возлюбленный!
Жених ты мой обрученный!
Чего ж ты давно мне не сказался?
Вместе бы мы Господу молились.
За одной свечою мы бы спасались".

После этого сослал ей Господь скору кончину, и ее за одною пеленою (с Алексеем) отпевали. Она девственная жена Алексея.

Как стал Алексей свет на возросты,1
Во подъеме Алексею лет семнадцать,

Задумал отец его женить, против [его воли] чего Алексей не возражал, хотя

Жениться Алексею не хотелось,
А хотелось Богу помолиться,
За младая** лета потрудиться,

а потому он после венца был отведен с княгиней в опочивальню ("во втором часу это было ночи") и обратился к спящей княгине с просьбою отпустить его именно:

... Богу помолиться,
За младая лета потрудиться.
Княгиня ото сна не пробудилась.
Только берет шелковый пояс,
Со правой руки золот перстень, --

и отдаст все это (как эмблему брака и ее право на мужа) Алексею, который принял это за знамение своей свободы от брака2 и

Пошел он на синее море,
Садился во любой во кораблик,
Поехал [ко городу к Е<фрему>] он в Турскую землю,

Трудился [он Господу] молился лет семнадцать
[Он тридцать]

После чего явилась ему Пресв<ятая> Богородица и сказала:

О, рабе, ты рабе, Божий трудник,
Ступай ты на синее море,
Садись во любой во кораблик,
Ступай ты во Римскую землю,
Ко славному городу ко Риму:
Отец тебя, мать не спознает,
Обручна княгиня позабыла.

Таким образом он возвратился и, никем не узнанный, выпросил у отца своего, именем его утраченного сына, келью на собственном дворе, где и трудился до смерти

Он тридцать лет четыре года.

А затем


Он берет белой лист бумаги,
Написал свое все похождение:
Во котором городе родился,
Во котором Господу трудился,

То ладаном везде запахло,
По всему по городу по Риму;
Патриарх по городу ходит,

* Евфимиан. (Примеч. Т. И. Филиппова).

** Описания собственноручного жизни и трудов Св. Алексея. (Примеч. Т. И. Филиппова).

*** Славянизм. (Примеч. Т. И. Филиппова).

Вот Вам. многоуважаемый Федор Михайлович, нужные Вам стихи с привесочком, который ничему не помешает, а может быть, и пригодится для освещения всей эпопеи. 3

Глубоко уважающий Вас
Т. Филиппов.

13 февр. 1873

P. S. Будете ли завтра в собрании Славянского Комитета?4

5 очень много досадных ошибок в статье о кн<ягине> Оболенской. 6 Вместо: сторичное -- вторичное, двойственности -- действенности, даже -- далее, важный -- великий, просто смыслу нет. Мне тут дорога не статья (хотя вообще в публику следует являться опрятным), а гимназия, в защиту которой она написана.

Примечания:

Печатается по подлиннику: ИРЛИ, No 29 883.

Тертий Иванович Филиппов (1825--1899) -- государственный и общественный деятель, публицист славянофильского направления, убежденный сторонник "охранительных начал"; крупный знаток истории церкви; собиратель и исследователь народного творчества. Один из основателей Петербургского отделения Славянского благотворительного комитета (1808: позднее -- Славянское общество); учредитель и первый председатель Песенной комиссии при императорском Русском географическом обществе. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. С 1850 г. учитель русской словесности в Первой московской гимназии. Со второй половины 1850-х гг. на государственной службе: чиновник особых поручений при обер-прокуроре Синода, чиновник в системе Государственного контроля, товарищ государственного контролера (с 1878), государственный контролер (с 1889), член Государственного совета,

"молодой редакции" журнала "Москвитянин", оказал влияние на Ап. А. Григорьева. А. Н. Островского. А. Ф. Писемского. В 1856--1857 гг. редактировал (совместно с А. И. Кошелевым) славянофильский журнал "Русская беседа". Печатал статьи по вопросам литературы, театра, истории церкви, раскола, положения единоверных церквей Востока в журналах "Библиотека для чтения", "Русский вестник", "Беседа", "Журнал Министерства народного просвещения" и др. Многие из них собраны в кн.: Филиппов Т. И. Современные церковные вопросы. СПб., 1882; Сборник Т. И. Филиппова. СПб., 1896.

С первых дней издания журнала-газеты "Гражданин" (1872) Филиппов один из влиятельных членов его редакции, постоянный автор, участник кружка кн. В. П. Мещерского. Знакомство Филиппова с Достоевским состоялось в начале 1870-х гг., после возвращении писателя из-за границы. Постоянное общение Достоевского с Филипповым приходится на 1873 -- первую половину 1874 г. -- время редактировании Достоевским журнала "Гражданин". 11 писем Т. И. Филиппова Достоевскому за период 1873--1874 гг. (а также письмо 1880 г.) опубликованы: Лит. наследство. М., 1934. Т. 15. С. 150--156. Фрагмент настоящего письма см.: Ветловская В. Е. Поэтика романа "Братья Карамазовы". Л., 1977. С. 171.

Из сопроводительной приписки в конце следует, что публикуемое письмо Филиппова -- ответ на обращение Достоевского к нему как большому знатоку народной поэзии с просьбой о консультации в этой области. "Нужные" писателю "стихи" вариант духовного стиха об Алексее человеке Божием, приведенные Филипповым частично дословно, частично в пересказе. Характерные особенности письма (описки и их исправления) свидетельствуют, что Филиппов, скорее всего, воспроизводит стих по памяти. Интересно, что вариант Филиппова имеет ряд сюжетных деталей, не зарегистрированных в фундаментальном исследовании: Ларионова В. П. Житие Алексея человека Божия в древней русской литературе и народной словесности. Пг., 1917. Достоевский не однажды обращался к Филиппову за подобными консультациями; см., например, письмо Филиппова А. Н. Майкову от 20 ноября 1871 г.: Лит. наследство. М., 1934. Т. 15. С. 149--150.

1 Как можно понять, Достоевского прежде всего интересовал финальный эпизод стиха оплакивание почившего Алексея родителями и невестой, ибо, нарушая композицию духовного стиха, именно с этого эпизода и начинает письмо Филиппов. Со слов: "Как стал Алексей свет на возросты" - начинается "привесочек", данный уже по инициативе самого Филиппова, -- краткий пересказ содержания в целом с рядом цитатных вкраплений.

2 Одно из наиболее существенных отличий варианта Филиппова: во всех вариантах, исследованных в монографии В. П. Адриановой, наоборот, Алексей отдает пояс и перстень невесте, иначе и истолковывается этот символический жест,

3 "эпопее" пишет Филиппов, неизвестно. Возможно, это свидетельство, что, завершив работу над "Бесами", Достоевский в начале 1873 г. возвращается к размышлениям над замыслом "Жития великого грешника". В эти же дни, в феврале 1873 г., Достоевский писал М. П. Погодину: "... роятся в голове и слагаются в сердце образы повестей и романов. Задумываю их, записываю, каждый день прибавляю новые черты к записанному плану и тут же вижу, что всё время мое занято журналом, что писать я уже не могу больше и прихожу в раскаяние и в отчаяние" (291, 262). Однако эти наброски художественных произведений 1873 г. не сохранились. Стоит отметить, что в подготовительных материалах к роману "Подросток", генетически связанному с замыслом "Жития великого грешника", находим такую запись: "Подросток поражается легендой Алексея человека Божия, которой он никогда не слыхал еще" (16, 232; запись датируется ноябрем 1874 г.). Об отражении мотивов "Жития Алексея человека Божия" и особенно духовного стиха об этом герое в "Братьях Карамазовых" см.: Ветловская В. Е. Поэтика романа "Братья Карамазовы". Л., 1977. С. 168 и след.

С другой стороны, Алексей человек Божий упоминается среди подготовительных материалов к первым главам "Дневника писателя" 1873 г.: "Генерал, поющий "Алексея Божия человека"" (21, 295; "Алексей человек Божий, генерал, женщина выше тургеневской" (21, 296; обе записи датируются декабрем 1872 г.). Поскольку в "Дневнике писателя" 1873 г. этот замысел не был реализован, судить о его содержании затруднительно.

4

5 Такое распоряжение было сделано; см., например, письмо Достоевского метранпажу Александрову от 28--30 сентября 1873 г. (291, 305).

6 Статья: О гимназии княгини Оболенской // Гражданин, 1873. 11 февр. No 7.