Неизвестный - Достоевскому Ф. М., 4 декабря 1877 г.

Неизвестный -- Ф. М. Достоевскому

4 декабря 1877 г.

Милостивый Редактор
Федор Михайлович.

Зачеркнутое не читать -- плохо написано.1 [Может быть. Очень, очень хочется этому верить (это по поводу последнего (ноябрьского) выпуска "Дневника"). И с наслаждением читать. Уже три раза прочитал. И "стрюцкие" -- хорошо, -- тем именно хорошо, что уж очень многих захватывает, по крайней мере себя я вполне узнал в этом определении... "Стушеваться" я давно употреблял, и очень часто, уж очень оно хорошо тем, что и деликатно и сердито (как говорят: и дешево и сердито), но я не знал, что Вам принадлежит это слово. И обозначение этого слова прелестно еще и тем, что тут я встречаю, чуть не первый ли раз, выражение: сойти на нет. Это еще лучше, может быть потому, что для меня в первый раз.]2

Но что же, однако, это за новое Слово, которое произнесет миру православное славянство? Чего же недостает западному социализму, даже и в соединении с католичеством?3 Ведь социализм и один, сам по себе, заключает в себе элементы объединения всех в одно, в одно братское семейство, общество? Хотя бы наприм<ер> Лассаль. Чего же недостает его социализму? (Мне почему-то, уж не знаю почему, не совсем понравилась его личность (Вестник Европы, ноябрь 77 г.). Чего-то как будто недостает в нем. Хоть нельзя не признать, что личность прелестная. Но любить его, мне кажется, как-то трудно. И ведь русская девушка не могла его полюбить. А как это хорошо! И какая же она славная! И что всего удивительнее, мне даже приятно, что она не вышла за него замуж, т. е. никак не смогла полюбить его! А человек ведь удивительный он был. Тут какая-то есть разница между лучшим западным человеком и нашим -- разница, которой я не пойму... Однако я не о том хотел говорить.) Мне сегодня пришлось говорить с одним "европействуюшим" субъектом. Он мой приятель и человек хороший, добрый. Он говорит, что человеку надо иметь возможность -- развивать свой ум, тело и нравственное чувство... Только это, и больше ничего. Хорошо питаться, иметь досуг для развития ума и нравственного чувства -- и все. А этого, прибавил он, я и без православия вашего, в социализме найду. Правда это? По крайней мере, до появления "Дневника", т. е. года два тому назад, и я то же говорил. С тех пор пошатнулось во мне старое, а к новому, более путному, я никак не могу прийти... Я хочу, я желаю быть русским там не было в социальных (лучших) школах, над чем бы там не трудились? Прудон, Лассаль и многие другие. А мы ведь скажем что-то такое, чего там не было. Положим, общинное землевладение, надел и т. д. -- все это так, конечно, Но все это, кажется, не то, недостаточно определяет ответ, не в существенном, по крайней мере. Разве в характере русского человека? В общем народном характере? Но какой же он, этот характер? Какими чертами его можно определить. Мне думается, только вот не могу себе я ясно представить и сформулировать, что все это общинное землевладение и многое другое, и даже само православие есть следствие, а не причина.

Это письмо когда-то написано (и не закончено) было с тем, чтобы послать Вам. Да так и осталось. [Не знаю] Попалось случайно сейчас в руки и не знаю почему, хочется послать.5

Примечания:

Печатается по подлиннику: РГАЛИ (б. ЦГАЛИ), ф. 212. 1. 106.

На письме рукой А. Г. Достоевской (?) проставлен год: "1876", исправленный затем на "1877".

Письмо, представляющее собой неперебеленный черновик, является откликом на ноябрьский выпуск "Дневника писателя" за 1877 г. Послано письмо, видимо, было позднее (см. приписку к нему), но ввиду отсутствия почтового конверта (не сохранился) невозможно установить, когда Достоевский получил его.

1 Фраза: "Зачеркнутое ~ " -- приписана позднее.

2 Текст: "Может быть ~ в первый раз" -- зачеркнут автором письма. Это "Дневника писателя", включающую подглавки "Что значит слово "стрюцкие"?" и "История глагола "стушеваться"" (см. 26, 63--67).

3 Вопросы эти -- отклик на развитые в главе третьей ноябрьского выпуска "Дневника писателя" мысли Достоевского о католицизме, социализме и православии: "Римское католичество, продавшее давно уже Христа за земное владение <...> и бывшее таким образом главнейшей причиной матерьялизма и атеизма Европы, это католичество естественно породило в Европе и социализм. Ибо социализм имеет задачей разрешение судеб человечества уже не по Христу, а вне Бога и вне Христа, и должен был зародиться в Европе естественно, взамен упадка христианского в ней начала, по мере извращения и утраты его в самой церкви католической. Утраченный образ Христа сохранился во всем свете чистоты своей в православии. С Востока и пронесется новое слово миру навстречу грядущему социализму, которое, может, вновь спасет европейское человечество" (26, 85).

4 Речь идет о публикации рассказа С<офьи Адриановны> С<олнцевой-3асекиной> "Романтический эпизод из жизни Фердинанда Лассаля" (Вестник Европы. 1877. No 11. С. 119--186), повествующего о знакомстве ее с Лассалем в 1860 г., влюбленности его в нее и сделанном им предложении, которое она отвергла.

5 Текст: "Это письмо ~ хочется послать" -- приписан позднее.

 
Раздел сайта: