Соловьев В. С. - Достоевскому Ф. М., 23 декабря 1873 г.

Вл. С. Соловьев -- Достоевскому

23 декабря 1873 г. Петербург

Милостивый государь многоуважаемый

Федор Михайлович,

Вчера, когда H. H. Страхов нашел Вашу записку на столе,1 я догадался, что это Вас я встретил на лестнице, но по близорукости и в полумраке не узнал. Надеюсь еще увидеться, вероятно осенью буду в Петербурге.2

С глубочайшим уважением и преданностью остаюсь
Ваш покорный слуга

Передайте мое почтение Анне Григорьевне.

23 дек<абря> 73.

Примечания:

Печатается по подлиннику: ГБЛ, ф. 93. II. 8. 1206 1, 440 шифр указан ошибочно).

Владимир Сергеевич Соловьев (1853--1900) -- философ, поэт, публицист и критик. Из сохранившихся пяти писем Соловьева к Достоевскому опубликовано лишь одно от 24 января 1873 г., позволяющее уточнить дату знакомства писателей -- начало 1873 г. (Лит. наследство, М., 1971. Т. 83. С. 331). В этом письме, к сожалению не прокомментированном публикатором, Вл. С. Соловьев, познакомившийся с программой "Гражданина" и с первоначальными главами "Дневника писателя" (он особо отмечает No 1 и 4 "Гражданина", где были опубликованы главы "Вступление", "Старые люди" и "Влас") и заключивший, "что направление этого журнала должно быть совершенно другим, чем в остальной журналистике", предлагал Достоевскому свой "краткий анализ отрицательных начал западного развития", приписывая "этому маленькому опыту только одно несомненное достоинство, именно то, что в нем господствующая ложь прямо названа ложью и пустота -- пустотою". В "Гражданине" статья Вл. Соловьева, являющаяся, по всей вероятности, частью его магистерской диссертации "Кризис западной философии. Против позитивизма" (М., 1874), не появилась, но молодой философ заинтересовал Достоевского. А. Г. Достоевская вспоминала, что в зиму 1873 г. "нас стал посещать Владимир Сергеевич Соловьев, тогда еще очень юный, только что окончивший свое образование. Сначала он написал письмо Федору Михайловичу, а затем, по приглашению его, пришел к нам. Впечатление он производил тогда очаровывающее, и чем чаще виделся и беседовал с ним Федор Михайлович, тем более любил и ценил его ум и солидную образованность" (Достоевская А. Г. г. (Там же. С. 400). Однако публикуемое нами письмо Вл. Соловьева к Достоевскому от 23 декабря 1873 г. свидетельствует об уже установившихся между корреспондентами близких дружественных отношениях. В июне 1873 г., советуя Селевиной прочитать всего Достоевского, Соловьев заявляет: "Это один из немногих писателей, сохранивших еще в наше время образ и подобие Божие" (Ф. М. Достоевский: Статьи и материалы. Сб. 1 / Под ред. А. С. Долинина. Пб., 1922. С. 159). В 1874 г. имя Вл. Соловьева как автора статьи "Несколько слов о настоящей задаче философии" появляется на страницах "Гражданина" (No 48). Достоевский следит за полемикой, которая возникла в 1875 г. в связи с выходом книги Соловьева "Кризис западной философии" (см.: 15, 443--444).

Весной 1877 г., когда Соловьев на некоторое время поселяется в Петербурге, между писателями устанавливаются особо близкие отношении. Как убедительно показал И. Л. Волгин (Лит. наследство. М., 1973. T. 86. С. 61--62), Достоевский пишет о Соловьеве ("Один из наших молодых ученых") в майско-июньском номере "Дневника писателя" за 1877 г. (25, 122); о близости философско-религиозных воззрений обоих писателей свидетельствует письмо Достоевского П. П. Петерсону от 24 марта 1878 г. (301, 14). В марте--апреле 1878 г. Достоевский посещает лекции Соловьева "О Богочеловечестве", а в июне состоялась их совместная поездка в Оптину пустынь, во время которой Достоевский изложил Соловьеву "главную мысль" и план целой серии задуманных им романов (Соловьев Вл. С. Собр. соч. СПб., 1912. Т. 3. С. 197), из которых был написан лишь один -- "Братья Карамазовы". По свидетельству А. Г. Достоевской, юношеский образ Вл. Соловьева некоторыми своими чертами повлиял на создание облика Алеши (см.: Воспоминания. С. 323).

После смерти Достоевского его вдова поддерживала переписку с Соловьевым. Она писала в комментариях к письмам философа, обращенным к ней: "Вл. С. Соловьев принадлежал к числу пламенных поклонников ума, сердца и таланта моего незабвенного мужа и искренно сожалел о его кончине. Узнав, что в память Ф. М. предполагается устройство народной школы, Владимир Сергеевич выразил желание содействовать успеху устраиваемых для этой цели литературных вечеров. Так он участвовал в литературном чтении 1-го февраля 1882 года; затем в следующем году, 19-го февраля произнес на нашем вечере в пользу школы (в зале Городского Кредитного общества) речь, запрещенную министром и, несмотря на запрещение, им прочитанную, и имел у слушателей колоссальный успех. Предполагал Вл. Серг. участвовать в нашем чтении и в 1884 году, но семейные обстоятельства помешали ему исполнить свое намерение. По поводу устройства этих чтений мне пришлось много раз видеться и переписываться с Вл. Соловьевым, и я с глубокою благодарностью вспоминаю его постоянную готовность послужить памяти моего мужа, всегда так любившего Соловьева и так много ожидавшего от его деятельности, в чем мой муж и не ошибся. А. Д." (ГБЛ, ф. 93. II. 8. 121).

Письма Вл. С. Соловьева к А. Г. Достоевской дополняют сведения о его размышлениях при подготовке к выступлениям о писателе, составившим впоследствии его книгу: "Три речи в память Достоевского" (М., 1884). Так в 1883 г., обсуждая возможный день проведения заседания, посвященного Достоевскому, Соловьев советует провести его 19 февраля, чтобы "связать память Федора Михайловича с днем освобождения, то есть годовщину духовного представителя России в царствование Александра II с годовщиной важнейшего события в этом царствовании" (письмо от 7 февраля 1883 г.). В следующем письме он подробно излагает программу своего выступления: "Содержание предполагаемого чтения в кратких словах следующее: связь между деятельностью Достоевского и освободительным актом прошлого царствования. С высвобождением из внешних рамок крепостного строя русское общество нуждается во внутренних духовных основах жизни. Эти основы угадываются и освещаются Достоевским. Настоятельность так называемого общественного идеала (внешнего). Возникший в русском обществе вопрос: что делать? Ложный и истинный смысл этого вопроса, общественная жизнь зависит от нравственных начал, а они невозможны без религии, а религия истинная невозможна без вселенской Церкви. Положительная задача России, вытекающая из этих оснований. Заключительное суждение о Достоевском. По этой программе можно сказать ужасно много, между прочим и о самоубийствах -- не знаю как все это выйдет" (письмо от 11 февраля 1883 г.). Извещая Анну Григорьевну о выходе своей книги о Достоевском, Соловьев писал: "Я думаю Федор Михайлович был бы доволен моей книжкою; первая речь (вновь написанная) кажется удалась, а с ней и остальное выигрывает и вместе выходит нечто цельное" (письмо от 6 марта 1884 г.).

1 "Списке несохранившихся и ненайденных писем за 1873 г." отсутствует.

2 Сведений о встречах Достоевского с Вл. С. Соловьевым осенью 1874 г. нет. 

 
Раздел сайта: