Вейнберг П. И. - Достоевскому Ф. М., декабрь (до 14) 1880 г.

П. И. Вейнберг--Достоевскому

Декабрь (до 14) 1880 г. Петербург

Я к Вам опять с надоеданьем;
Что ж делать нам, коли без Вас
Как ни вертись -- полнейший пас!
Притом, уж Вашим обещаньем
Однажды заручившись, я
Иду смелее. Речь моя
Опять о том же нее предмете;
(Мне самому уж просьбы эти
Ужасно надоели; но --
Их бегать, думаю, грешно).
Опять Бестужевские курсы
С поклоном к Вам. В нужде они
Весьма большой. Добыть ресурсы
Совсем необходимо; дни,
Часы им дороги. Об этом
Я Вам писал уже, горя
Надеждой нас привлечь.1 Ответом
Мне было: раньше декабря
Никак нельзя. И вот я снова
Мольбы к Вам обращаю слово!..

Не удивляйтесь, что начал стихами, такая у меня привычка иногда. Вечер, в котором Вас буквально умоляют принять участие, так как без Вас он положительно немыслим в смысле сбора, должен состояться 14 декабря.2 Бога ради, не отказывайте нам; тут дело очень важно не только в материальном, но и в нравственном отношении.

3 Не найдете ли возможным, сверх какого-нибудь Вашего собственного произведения прочесть с Григоровичем сцену из "Женитьбы" Гоголя.4 Это было бы ужо совсем верх одолжения.

На днях сообщу Вам план тех литературных чтений, которые Вы задумали и который надо непременно осуществить.5

В ожидании ответа, глубоко уважающий Вас и неизменно преданный

Петр Вейнберг.

Казанская No 12.

Примечания:

1 Вейнберг имеет к виду свое письмо к Достоевскому от 1 или 2 ноября 1880 г. и ответ Достоевского на него от 2 ноября 1880 г. (см.; письмо No 7 и примеч. к нему; П., TV, 208--209).

2 Литературный вечер в пользу Бестужевских курсов состоялся 14 декабря 1880 г. В Музее-квартире Ф. М. Достоевского (Москва) хранится программа этого вечера (No АГ 4033, Сведения об этой программе любезно сообщены нам Г. Ф. Коган, за что выражаем ей свою признательность). В обоих отделениях обозначены выступления и Достоевского, и Григоровича. В первом отделении -- чтение. Достоевским "Пророка" А. С. Пушкина, а Григоровичем -- рассказа Достоевского "Мальчик у Христа на елке". Во втором отделении -- исполнение ими "Женитьбы" Н. В. Гоголя (Достоевский -- Подколесин, Григорович -- Кочкарев). Б ГБЛ хранится следующая визитная карточка: 

"Варвара Павловна Тарповская <далее автограф:>

приезжала благодарить глубокоуважаемого Федора Михайловича за любезное участие в вечере 14 декабря" (Ф. 513. II. 9. 43). На карточке помета А. Г. Достоевской: "Варвара Павловна Тарповская. Общественная деятельница. От 15 декабря 1878 года (визитная карточка)". Год указан ошибочно. Эта записка отпосится к 15 декабря 1880 года, так как 14 декабря 1880 г., а не 1878 г., Достоевский выступил перед бестужевками.

В. П. Тарковская (1844--1913) участвовала в основании Высших женских курсов, в течение 35 лет была одним из их руководителей. См. о ней: В-на А. <курсистка>. -- С. -Петербургские ведомости, 1914, 7 января; С. -Петербургские Высшие женские (Бестужевские) курсы. Л., 1973, с. 175.

В. П. Тарковская к дальнейшем поддерживала контакты с А. Г. Достоевской, сохранилось четыре ее письма 1890-х гг. к вдове писателя (ИГЛИ, 30290. CCXIIб. 7).

Достоевский весьма положительно относился к организации Бестужевских курсов, был членом "Общества для доставления средств Высшим женским курсам" (см.: Общество для доставления средств Высшим женским курсам. Отчет за 1878--79 гг. СПб., 1896, с, 50), 7 марта 1877 г. Достоевский писал А. Ф. Герасимовой, которая просила его совета -- куда пойти учиться: "Здесь в Петербурге, на Васильевском острове, при одной гимназии <...> начались уже для женщин университетские курсы <...> Поверьте, что Вы здесь, по крайней мере, раздвинете и возвысите Ваше образование..." (П., III, 259).

Для характеристики отношения бестужевок к Достоевскому показательно письмо к нему Людмилы Аполлоновны Пыхачевой (ум. 1915 г.): 

"22/III 1880 г.

Уважаемый Федор Михайлович, Вы сказали вчера: вероятно, слушательницы Бестужевских курсов сердятся, что я отказался читать на их вечере. Нет, милый Федор Михайлович, не сердимся мы и не смеем сердиться. Мы не можем желать того, что хотя сколько-нибудь может нарушить Ваше спокойствие, повредить Вашему здоровью. Мы любим Вас глубоко и умеем беречь Вас в наших сердцах; мы знаем, что Федор Михайлович -- один и другого такого не будет никогда. Мы даже не завидуем педагогичкам. Делить Вас -- как-то и в голову не приходит. Ведь Вы и так принадлежите всем. Мы можем только внимать с благоговением Вашему светлому слову, где бы оно ни было произнесено, и благодарить Вас за внушенную Вами нам любовь.

Живите, живите долее. Лучше никогда не появляйтесь среди нас, только храните Ваши силы, Ваше здоровье.

Одна из слушательниц Бестужевских курсов

Л. Пыхачева".

(ИРЛИ, ф. 100, No 29829. Там же хранятся два письма 1892 г. Пыхачевой к А. Г. Достоевской -- 30224. CCXIII. 4).

3

4

5 Достоевский писал Вейнбергу 2 ноября 1880 г.: "А что же наша мысль о ряде чтений из всей русской литературы? Оставлять ее не надо <...> Я стою за мысль о ряде чтений..." (П., IV, 209). 


 
Раздел сайта: