Вейнберг П. И. - Достоевскому Ф. М., Конец марта 1860 г.


П. И. Вейнберг--Достоевскому

Конец марта 1860 г. Петербург

Милостивый государь Федор Михайлович! Писемский уведомил меня о готовности Вашей принять участие в спектакле, устраиваемом в пользу Литературного фонда.1 В настоящее время у нас остались в "Ревизоре" следующие роли: Почтмейстера, Добчинского и Смотрителя училищ. Если Вам будет угодно принять на себя какую-нибудь из этих ролей, то потрудитесь уведомить меня с подателем этой записки -- какую именно, и я тотчас жо пришлю ее Вам.2 Первая репетиция "Ревизора" назначена в четверг, через два дня, о часе и месте я дам знать завтра.3

С истинным почтением имею честь быть всегда готовым к услугам

Петр Вейнберг.

Если мой посланный не застанет Вас дома, то потрудитесь написать мне по городской почте, если можно, не позже завтрашнего дня. Мой адрес: Петру Исаевичу Вейнбергу, на углу Владимирской и Графского переулка, в доме Бурдина. 

Примечания:

с. 250--270; Достоевский. Материалы и исследования. 1) Т. 1. Л., 1974, с. 285--304; 2) Т. 2. Л., 1976, с. 297-392; 3) Т. 3. Л., 1978, с. 258-285).

Корреспондент Достоевского -- Петр Исаевич Вейнберг (1831--1908) -- поэт, переводчик, педагог, общественный деятель. Родился в Николаеве, детство его прошло в Одессе. После окончания гимназии (при Ришельевском лицее) в 1850 г. поступил на историко-филологический факультет Харьковского университета, который закончил и 1854 г. Начал печататься Вейнберг в 1851 г., в 1854 г. выпустил в Одессе свой первый, сборник "Стихотворения" (главным образом переводные). 1854--1858 гг. Вейнберг провел в Тамбове, в 1858 г. приехал в Петербург. В 1908 г. он вспоминал: "... по рекомендации поэта Бенедиктова, тотчас же познакомился с Дружининым, редактировавшим "Библиотеку для чтения"1 <...> вместе с тем я попал в интимный кружок, состоявший из Некрасова, Тургенева, Гончарова, В. Боткина, Григоровича <...> В то же время начал я помещать кое-что в "Современнике" и переводить Шекспира для задуманного тогда Некрасовым и Гербелем полного собрания сочинений этого поэта, -- писать под псевдонимом "Гейне из Тамбова" и др<угие> юмористические стихотворения и статьи в "Весельчаке", а затем в "Искре" <...> и вообще посвятил все свое время литературной работе..." (Вейнберг П. И. Автобиография. -- Минувшие годы, 1908, No 8, с. 173). В 1860--1862 гг. Вейнберг издавал еженедельный журнал "Век", в 1866 г. стал заведовать литературным отделом сатирического журнала "Будильник". В 1868--1874 гг. Вейнберг живет в Варшаве, определившись преподавателем на кафедру русской литературы и русского языка Варшавском главной школы, преобразованной вскоре в университет.

С 1874 г. до конца жизни Вейнберг живет и Петербурге. Деятельно сотрудничает в "Отечественных записках" Салтыкова-Щедрина и Некрасова; в 1883--1885 гг. издает журнал "Изящная литература". Вейнберг переводит Шекспира, Гете, Барбье, Мицкевича, Гюго, Гейне. Ибсена и многих других поэтов Запада, неутомимо пропагандируя их творчество и своих статьях. Любопытно, что А. Н. Плещеев -- поэт, петрашевец, близкий к Достоевскому, -- писал Вейнбергу в 1893 году: "... сомневаюсь я также, чтоб Вам дали пенсию, потому что с аверкиевской деятельностью Ваша идти в сравнение не может: его деятельность вполне "благонадежная", а за Вами есть и грешки кое-какие -- хоть бы, напр<имер> издание переводов Берне, Лассаля и пр." (ИРЛИ, ф. 64, оп. 1, No 27, л. 20).

"В продолжение пятнадцати лет, -- писал он, -- читал я всеобщую и русскую историю литературы на женских педагогических курсах, пять лет был инспектором Коломенской женской гимназии <...> а с 1887 и по сие время (1894 г.,-- Г. С.) состою приват-доцентом С. -Петербургского университета по кафедре всеобщей истории литературы" (Минувшие годы, 1908. No 8, с. 174).

Вейнберг активно участвовал в работе Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым (Литературный фонд), в 1900 г. был избран его председателем. В 1905 г. Вейнберга избрали почетным академиком.

"Века". -- Исторический вестник, 1900, No 5, с. 472--489; Фомин А. Г. Библиографический указатель литературных трудов П. И. Вейнберга (I. 1. Отдельные издания. 2. Статьи в книгах, журналах и газетах. II. Переводы). -- Минувшие годы, 1908, No 8, с. 175--180; Б. Г. [Глинский Б. Б.]. Памяти П. И. Вейнберга. -- Исторический вестник, 1908, No 8, с. 567--576; Луговой Ал. [Тихонов А. А.]. Из моих воспоминаний о П. И. Вейнберге. -- Русская школа, 1908, No 10, с. 132--140; Левин Ю. Д. Вейпнберг-переводчик. -- В кн.: Россия и Запад. Из истории литературных отношений. Л., 1973, с. 220--257. См. также: Поэты "Искры", т. II. Л., 1955, с. 017-620.

Достоевский познакомился с Вейнбергом вскоре после своего возвращения в Петербург (середина декабря 1859 г.). В марте 1860 г. Вейнберг направляет ему приглашение к участию в спектакле 14 апреля того же года (см. ниже письмо No 1). Ранее знакомы они не могли быть, так как Вейнберг приехал в Петербург в 1858 г., когда Достоевский еще находился в ссылке, в Семипалатинске. Встречи и контакты их продолжались до конца жизни Достоевского. Помимо участия в устраиваемых Вейнбергом литературных чтениях и вечерах Достоевский общался с ним и в связи с участием их обоих в деятельности Литературного фонда. Встречались они и на его заседаниях после того, как 2 февраля 1863 г. Достоевский был избран членом Комитета и секретарем Литературного фонда.

В 1861 г. фельетон Вейнберга "Русские диковинки" (Век, 1861, 22 февраля, No 8) послужил поводом для полемики по вопросам женской эмансипации, к которой приняли участие М. Л. Михайлов, Н. В. Шелгунов, Н. Н. Страхов, M. H. Катков. Достоевский также поместил в журнале "Время" (1861, No 3 и 5) две статьи -- "Образцы чистосердечия" и "Ответ "Русскому вестнику"", которые содержали резко критическую оценку фельетона Вейнберга. См.: 19, 91--104, 119--139 и примеч. А. И. Батюто; см. также: Вейнберг П. И. Безобразный поступок "Века". -- Исторический вестник, 1900, No 5, с. 472--489; Коган Г. Ф. Разыскания о Достоевском. -- Лит. наследство, т. 86. М., 1973, с. 583, 584, 590.

Вейнберг опубликовал воспоминания о некоторых эпизодах своего общения с Достоевским. Участию Достоевского в гоголевском "Ревизоре" 14 апреля 1860 г. посвящена большая часть интересных мемуаров Вейнберга "Литературные спектакли" (Ежегодник императорских театров, Сезон 1893--1894 гг. Прилож., кн. 3, с. 96--108. См. ниже письмо No 1 и примеч. к нему). Позднее был опубликован рассказ Вейнберга о встрече с Достоевским у А. Н. Майкова 4 апреля 1866 года, в день покушения Д. В. Каракозова на Александра II. См.: Вейнберг П. 4-е апреля 1866 г. (Из моих воспоминаний). -- Былое, 1906, No 4, с, 299-300.

Ниже публикуются все двенадцать известных в настоящее время писем Вейнберга к Достоевскому. Самое раннее из них написано в конце марта 1860 г. Оно относится к спектаклю 14 апреля 1860 г. в зале Руадзе. В этот день "Ревизор" Гоголя был здесь исполнен известными русскими писателями, в том числе Достоевским. Начало 1862 г. и 7 октября 1873 г. -- таковы даты писем NoNo 2 и 3. Остальные девять писем Вейнберга относятся к 1880 г. (конец января -- 14 декабря). Их объединяет одна сквозная тема -- участие Достоевского в литературных чтениях и вечерах,

"были <...> как бы одной из функций общественной деятельности П<етра> И<саевича> <...> П. И. в шутку называл себя "антрепренером", подсмеивался над невзгодами своего антрепренерского положения, но всегда с любовью нес эту утомительную обязанность" (Русская школа, 1908, No 10, с. 134 и 138). Б. Б. Глинский свидетельствовал, что вообще "ни одно литературное начинание в его широкой общественной подготовке не обходилось без ближайшего участия в них Петра Исаевича..." (Исторический вестник, 1908, No 8, с. 567).. К тому же "Вейнберг явил собою тип выдающегося педагога, сумевшего <...> поднять среди учащихся интерес к изучению всеобщей и русской литературы. В этих целях он устраивал в гимназии литературные вечера с участием в них выдающихся русских писателей..." (там же, с. 574).

В примечаниях нами приводятся неопубликованные письма к Достоевскому А. А. Толстой, И. Ф. Рашевского, Б. П. Тарновской и Л. А. Пыхачевой.

Известны три письма Достоевского к Вейнбергу -- от 29 января, 17 февраля и 2 ноября 1880 г. (см.: П., IV, с. 130, 131, 208--209).

Письма Вейнберга к Достоевскому (NoNo 1--12) печатаются по подлинникам: ГБЛ, ф. 93, II. 2. 23.

"1863". Письмо датируется концом марта 1860 г. по содержанию (см. ниже, примеч. 1 и 3).

1 Речь идет о спектакле 14 апреля 1860 г. (зал Руадзе в Петербурге), на котором писатели -- Ф. М. Достоевский, А. Ф. Писемский, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, И. А. Гончаров, Д. В. Григорович. А. Н. Майков, А. В. Дружинин, П. И. Вейнберг исполнили "Ревизора" Н. В. Гоголя. Инициаторами этого спектакля в пользу "Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым" (Литературный фонд) были А. Ф. Писемский и П. И. Вейнберг. См. об этом: Вейнберг П. И. Литературные спектакли. (Из моих воспоминаний). -- Ежегодник императорских театров. Сезон 1893--1804 гг. Прилож., кн. 3, с. 96--111; Никитенко А. В. Дневник, т. 2. М., 1955, с. 118; Пантелеев Л. Ф. Воспоминания. М., 1958, с. 229--231. В том же году на обложке 17-го номера "Искры" была помещена гравюра П. З. Куренкова с рисунка Н. А. Степанова, запечатлевшего из этого спектакля сцену городничего с купцами (воспроизведена также в тексте воспоминаний Вейнберга на с. 109).

Вейнберг вспоминал, что Достоевский с горячей готовностью согласился участвовать в этом спектакле: ""Дело хорошее, очень хорошее, дело даже -- прямо скажу -- очень важное", -- говорил он с какою-то суетливою радостью, и раза два-три, пока шли приготовления, забегал ко мне узнавать, ладится ли все, как следует" (Вейнберг П. И. Литературные спектакли, с. 97).

2 Достоевский "остановился на роли почтмейстера Шпекина. "Это, -- сказал он, -- одна из самых высококомических ролей не только в гоголевском, но и во всем русском репертуаре, и притом исполненная глубокого общественного значения... Не знаю, как мне удастся с нею справиться, по играть ее буду с большим старанием и большой любовью..."" (Вейнберг П. И. Литературные спектакли, с. 98). "Приведенная Вейнбергом оценка Достоевским общественного значения роли Шпекина, -- отметил А. С. Долинин -- <...> перекликается с оценкой "Шпекиных" в письме Белинского к Гоголю" (Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников, т. I. М., 1964, с. 330). Великий критик писал Гоголю о том, что, живя в России, он не смог бы писать "одну правду <...> ибо тамошние Шпекины распечатывают чужие письма не из одного личного удопольствия, по и по долгу службы, ради доносов" (Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. X. М., 1956, с. 210).

"Ревизора" имели большой успех. "Достоевский,-- которого петербургская публика узнала уже много позже, тоже как отличного чтеца, -- обнаружил и хорошее сценическое дарование, -- писал Вейнберг. -- Я думаю, что никто из знавших Федора Михайловича в последние годы его жизни не может себе представить его -- комиком, притом комиком тонким, умеющим вызывать чисто гоголевский смех; а между тем это было действительно так, и Достоевский-Шпекин был -- за немногими неважными исключениями -- безукоризненен..." (Вейнберг П. И. Литературные спектакли, с. 100).

3 "Ревизора" состоялась не в четверг, а в понедельник -- 4 апреля 1860 г. Об этом свидетельствует обнаруженная Г. Ф. Коган в рукописном отделе ГБЛ повестка, приглашающая Достоевского "пожаловать на репетицию комедии "Ревизор" в понедельник 4 апреля в двенадцать часов утра в залу дома Руадзе..." (см.; Лит. наследство, т. 86. М., 1973, с. 11 и 14). 


 
Раздел сайта: