Врангель А. Е. - Достоевскому Ф. М., 5 (17) декабря 1865 г.

А. Е. Врангель -- Достоевскому

5 (17) декабря. 1865 г. Копенгаген

Не отвечал Вам, добрый друг, сейчас на Ваше письмо1 вследствие хлопот по разным случаям, о которых не стоит и говорить. Главное -- жена моя была 7 недель очень больна -- теперь, слава богу, лучше. Зато я сам пролежал семь дней в постеле. Записку Вашу и счет с парохода я получил только три недели тому назад и заплатил фунт. Сегодня ожидаю вещи из Любека, о которых уже предуведомлен и душевно благодарю Вас за их высылку -- очень кстати, ибо здесь начинаются холода. Все, что вы сообщаете о себе и о делах Ваших, -- весьма неутешительно; главное -- Ваше здоровье; ради бога, берегите себя. Пишете Вы мне о советах Полонского насчет предполагаемой субсидии и журнале. Вам обоим лучше знать, что делать, но я полагаю, что Ваше имя доставит Вам всегда подписчиков и приготовлять публику нечего: она Вас давно знает. Главное выхлопотать право издавать журнал или газету под своим именем. Насчет субсидии -- советую все-таки попробовать -- чем черт не шутит! Я пропою Вам еще раз свою старую песню: лучше верный рубль, нежели миллион в надежде; а потому умоляю Вас, ищите место, службу, у правит<ельст>ва или частное -- все равно, лишь бы был верный кусок хлеба. Ведь у русского человека, и особенно в Петербурге, довольно свободного время, чтоб заниматься исподволь своими делами. Говорят, теперь у нас ищут, нуждаются в дельных людях; отчего же Вам не достать места, когда Майков, Полонский etc. имеют таковые?

Семейство Вашего брата дососет Вас; я думаю, что Вы уже довольно для них сделали; пусть сыновья и братья теперь помогают сами матери и сестре.

Я должен послать жену на берега Рейна -- в Висбаден. К несчастию, нет денег, и я не знаю, что делать. Авось удастся сколотить копейку. Напишите подробно о себе, о Ваших планах, делах и кредиторах.

Боже мой, как осрамилось наше дворянство в деле Шипинского по фальшивой монете!

его, выборные, сливки, сходятся с врагами родины поляками, с жидами и армяшками, чтобы в виде фальшивых монетчиков обирать свою братию и подрывать кредит России! И эти люди смеют порицать всё, ругать Запад и подымать раздор племен в России.2

Прощайте, дай бог Вам здоровья, счастия и веселых праздников.

Пишите чаще, да подробнее.

Ваш друг А. Врангель.

Жена очень кланяется.

1

2 В "Голосе", в разделе "Внутренние известия", излагалась "любопытная" корреспонденция "О подделке серий в Харьковской губернии", причем особенно подчеркивалось, что в подделке оказались замешанными лица, принадлежащие к дворянскому сословию (например, предводитель дворянства, князь Кудашев с товарищем, несколько "недорослей-дворян"). Во главе дела были "два ловкие поляка" -- Шипшинский и Житнинский (подробнее см.: "Голос" 1865, 14 и 17 октября, NoNo 284 и 287).

 

 

 
Раздел сайта: