Другие редакции и незаконченные произведения.
Дневник писателя 1873

ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ 1873

I. ВСТУПЛЕНИЕ. И. СТАРЫЕ ЛЮДИ. III. СРЕДА

(Стр. 5-23)

Подготовительные материалы (ПМ)

Идейки

Дураки. Диалоги.

Жаль очень, что не могу обратиться к Мольеру, а надо к Островскому. <26>

Prospectus

Полизать пол.

Что такое Китай. Женитьба императора китайского. Вот если б я был в Китае, я бы умел, как говорить. Но у нас... 1

Скучно жить. Не совсем: привычка, въелась. Но уж муравейник.

Как выше fraternite, egalite.. .2 и т. д.

Китаец смотрит иначе. Дойдете, дойдете. (Ведь у вас много принципов пока живы.)

В Китае я бы умел говорить. Какую фразу-то я даю. Но здесь трудно. Не понимают. Герцен. Да я их не боюсь.

Скука! Что такое скука? Ощущение несвободы, неестественности.

О самоубийцах, больное место. Как умирают. Сам или через палача.

Тропман, офицер. Шато-д'икем (от пустяков борьбы никакой). Мистического ужаса нет. От образования?3 Вряд ли. Какое он имел образование? Тайны. Всё тайна.

Далеко не скучно. Как Татьяне-то4 скучно. Отрадно, что этого никогда не будет.

Генерал, поющий «Алексея божия человека». Пушкин. Идеал женщины в народе. Царь Афинион.

Для меня выше всего, всего! Как для вас, и это создал народ. Не пакость его, а идеалы его. Впрочем, много не понимают друг друга.

Герцен, похвалил ему, что оба умны. А и Б.

Анекдот о Герцене. Тосковал, Белинский бы не тосковал. Анекдот о Христе. Никто ни о чем не задумывается, даже, может быть, и не думает, кроме как о деньгах. Я ничего против денег, а только против беспорядка. В сущности, у нас решительно тот же Китай, но только без всякого порядка, я потому так пленен Китаем, что читал статью о бракосочетании кит<айского> им<пера-тора>. Это прелестно.

Каждый подозревает другого в глупости,5безо всякой задумчивости и обратного вопроса: то есть не я ли глуп-то.

Явление ужасно комичное.

№. Присяжные.

Бежавший мальчик.

Нельзя требовать от наемника. Но выработанный modus6 За границей. Мы же дворяне — лакеи, маркизами не будем.

Будь чем хочешь, лишь исполняй церемонии. Церемонии же в сущности есть7 результат тысячелетней протекшей жизни, результат реализма и опыта.

Будь чем хочешь, это твое дело, убийцей, мерзавц<ем>, нищим, фанатик<ом>, но исполняй церемонии. Церемонии же это та связь, по которой муравей<ник> распасться не может. Что выше этой свободы. О конечно, живы liberte и fraternite.8

Застреливающийся офицер — средина. Значит, общество само собою атеистическое. Это важный факт9

ДЛЯ ДНЕВНИКА ЛИТЕРАТОРА

Темы

О самоубийцах (скучно жить и отчего).

Просто la mort10 еще выше, но китаец наверно смотрит иначе.

В Китае я бы писал хорошо.11

Белинский и Христос (половина правды).

Разговоры с дураком. Герцен и Белинский (разговор г. А. и г. Б.).

Этот анекдот я слышал от Герцена в Неаполе (описание, дочь, лучшие люди)-

Дама в вагоне и готовящийся постричься.

Сцена между дураком, ехавшим жениться: пропало 10 рублей.

Социализм в Европе и социализм у нас.

Тип чистого нпгплиста (nihil,12 Чернышевский), вот мой сад, иди. Возьмет топор и изрубит. Без угрызеиия совести. Потом застрелится. Шато-д'икем, виноград.

Бежавший гимназист (относиться с уважением к тринадцатилетнему возрасту). Слышал о мальчике, которого будто исключили из одного заведения.13

Дети. Относиться к ним. Подкинутый ребенок. Чиновник, принимавший подкидышей.

Нет преступления. Холодность застреливания. Идеи о присяжных. Правы ли, что оправдывают? Один или два примера cir-constances attenuantes.14 Убийцы ямщики.

Китайщина, муравейник. Лизать пол, есть рис.

Алексей человек божий, генерал, женщина выпте тургеневской.

Что есть ложь?

Взгляд вольтеровский. У святого Феодосия.

Как иногда составляются либеральные взгляды? 15

Нигилист, вызывавший беса.

Сопоставление фотографий, Катков, Краевский.

Темы для живописца.

Белинск<ий>, после восторженного так скучно.

Ну что уж за веселье, или шато-д'икем (о нескучной смерти).

Но <нрзб.> и в восторге. Ей не скучно, но каково Татьяне.

Сопоставления.

Для детских приютов или для стипендий.

Я ничего не понимаю в Шекспире, и вы вдруг становитесь великим человеком.

V, VII

ВЛАС. «СМЯТЕННЫЙ ВИД» (Стр. 31, 54)

Черновые наброски (ЧА)

Тут, кроме болезнен<ной> фантастичности, замечательно многое. Во-первых, психология дело интересное. Как это вдруг выскакивает из души ее? Во-вторых, 2 типа.

Вот от подобных-то страдающих Власов и зависит теперь наше будущее. Так ли?

Говорят, Влас теперь сильно безобразничает, страшен, закутил. Говорят об водке, о жидах, о разбоях, о разнузданности.

Если 10 лет, еще лет пять простоит эт<о>-то <не законченс»

Заметьте, что это народ, освобожденный от крепостного права, вошедший совсем в новый фазис жизни.

Кто не задумывался над современной минутой. Мы входим в новую неизвестность.

N3. Наша несостоятельность как птенцов гнезда Петрова. Из народа всё, спасет себя сам.

П<етровский> период закончен юбилеями. -

Через 200 лет оказывается, что народ не принял жизни Петровой, а ко всем желавшим принять ее, к нам то есть, она сама не принялась.

С него начнет.

Что далее, неизвестно, порядок откровен<но> мы должны принимать. Недурно хоть знать по крайней мере, или, как говорится, принять к сведению.

Влас закутил. Цифры. Еще 10 лет безобразий. Еще 10 лет безобраз<ий>.

Чем обусловливается возможность такого предположения? Вероятно, тем, что Россия должна стоять в ряду первоклассных держав Европы.

Мы странное государство. Во-первых, как никакое. Америка. И как бы пи падал Влас, он встанет всенародно. Консервативно, без опеки.

Но кроме государства — просвещен<ие?>.

Нет. — Экономическое правило.

Но всего надо миллиард, надо миллиард из вина. Следствие вина, березка.

Но хотя бы и явился миллиард.

Ученые, но не живые, упорства, деловитости не будет. Так за границей сложили веками. Кто же спасет? Одним миллиардом и опекой можно только разумно содействовать. Но спасет себя сам народ.

(Я не боюсь.)

Штундисты.

Славянофилы.

«Соборяне».

Беда доводить16 народ до подобных протестов. (Принять тоже надобно, что он не прежний крепостной.) Что же, однако, надобно делать — не покровительствовать дешевку учителей...

О, отцы, стадо (горький упрек) — были и толстопузые. Есть и смиренные.

Прочтите «Соборян».

Тем не менее спасение в народе.

О «Соборянах».

Описка.

Моя идея, что отныне не с интеллигенцией общества, а с крестьян, — сверху всё кончится нулем, даже и при миллиарде. Стало быть, снизу, штундисты.

VIII

ПОЛПИСЬМА «ОДНОГО ЛИЦА» (Стр. 60)

Черновые наброски (ЧН) ИЗ ПИСЬМА «ОДНОГО ЛИЦА» 17

Эту странную статью доставило «лицо». Это «лицо», то самое «лицо», которое 18

Что за «лицо»? (Описание и биография.)

Что такое мысль о могилках.

40 писем в редакцию. Человек беспокойный. Его мучит тон, тон фельетонов.

Нападки на меня его взорвали. Он сделал предложение написать. Я отклонил.

Но вот дост<а>вляет сам, не унялся.

Не переделаешь, так пусть заявит. Но он даже думает переделать и пишет решительное увещание.

Первая половина статьи — моя защита. Я еще раз и уже19 резко объявил ему, что сам в силах себя защитить, но и не хочу даже пробовать, — и потому первой половины письма я не помещаю. Да к тому же и несвоевременно — нападки прекратились в последнее время. Н. М<ихайловский> и Z. — этот г-н 3.

Но20 инсинуация иезуита. На нее я непременно намерен ответить, то есть не прямо, ибо и не стоит говорить мне самому о моем романе, а по поводу него, ибо я всё пишу лишь «по поводу». Отвечать же не позволил себе. Ругательства прекратились 3 недели назад, по меньшей мере, несвоевременно, да и к чему тревожить муравейник? Но зато в письме есть вторая часть.21

Но вторая, хоть и дикая, но заслуживает внимания. В ней преподаются правила, так сказать, нравственности. Тут не называют.

Я не скрою, что она писана для Петербурга и Москвы,22 но она может идти в правило для фельетонистов всех времен и народов.

Прибавлю, что сила слога равняется лишь наивности мыслей.

Чтоб не огорчить человека и избавиться от 41 письма, я эту 2-ую половину письма его помещаю, выкинув из него, по праву, несколько резкостей, ибо «Гр<ажданин>» . публикует, что он в случае надобности поправляет статьи.

Слог этот возвышен до «га». Но тут никого лично. В одах к императрице говорилось «ты».

Но, признаюсь, я удержал из первой половины письма лишь несколько слов в разъяснении свиньи.

Итак, «Полписьма „одного лица"»:

... И неужели слово «свинья» имеет столь притягательный смысл? <129 об.>

Приобрети же стыд и хотя малейшую воздержность в гневе твоем. <130>

Будемте порядочными людьми, господа. Приобретемте стыд. И тогда уже буду уважать тебя не за ум только, а и за честность твою.

Показывать свои части.

Ну что же в том, если я объявлю в афишках, что по субботам али по воскресным дням буду показывать одно23 обнаженное место. Верю, что найдутся любители и приедут 24 во множестве,25 но 26будут лп уважать вас. Спросп себя сам: для того дп прпедут они, чтоб уваж<ать> тебя, — приедут, чтоб плюнуть и рассмеяться, ибо зрелища в афишках всё более и более в ходу. Но того лп желал ты! Напротив, желал пленить, сколько я разумею, и пленил даже сам на себя.27 Скажи опять, что думать мне об уме твоем.

А ведь вы все показываете каждое воскресение обнаженное место.

«Вы бьете кулаками».

«Это вы бьете кулаками».

«Я адмирал».

«Вр-р-ешь».

«Ты меня дерзнул».

«Вр-р-ешь».

Ну, если Авсеенко — я прощу, ну что же ему, бедному, делать.

Пусть огорченный отказами редакций романический писатель ищет быть критиком.28

Скандал — Нечаев — Костомаров.

Мысли у вас нет.

«Караул».

Индюк.

Кто же не знает, что подписка, и вы травитесь — по приказу хозяев.

«Караул!».

Вы обязаны своим семействам и забираете у редактора, он же на кого натравит тебя, на того и бросаешься.

Но, согласись, бесчестность мерзит.

Но согласись, что тем мерзее, что не из собственной обиды бросаешься, а науськанный лишь редактором, из карманных выгод его.

В порядочном обществе. Иногда остроумны.

Ну если вы встретитесь в обществе.

Фотографические карточки.

Ты меняешься в лице и садишься в угол — происходит потасовка, и вас выводят.

Не уважаете общество. Однажды тон хорош, другой раз дурен, одноидейны все.

Не знают, что либерально, что нет.

Кудлатая.29

Кто же не знает, что ты ругаешь газету-соперницу, потому что боишься, не отобьют ли твоих подписчиков.30 <136>

Дети дерутся именно тогда, когда еще не научились выражать свои мысли.

Кто бранится всеми словами разом.

Прием невозможный, наивный, у первобытных народов лишь замечающийся.

Новая газета, но выражается,31 как некая32 петербургская торопыга.

33 так сказать, искусство для искусства. 34

Зачем вы так наивны и легкомысленны, вот чего не прощу тебе.

Ты войди с ним в литературную дружбу, не показывай виду,35 похвали его, подстереги и вдруг накрой ладонью — с сожалением, долго, дескать, крепился, но не мог, извините, и уж тут прихлопни. Бесчестно и подло, но хитрее и умнее твоего, то-то и есть, что не имеешь возможности выждать.

Внутренняя ярость возжигает <?> тебя, и ты поминутно пробалтываешься.

Идеи у вас нет.

Не прощу тебе, что ты веришь, что она у тебя есть.

Пиши: уверяй, клянись и божись, что имеешь их, — прощу тебе, ибо это твое ремесло. Но не верь себе самому. И я примирюсь с тобой, ибо докажешь тем ум. Уважать не могу тебя, но за ум примирюсь с тобой. Если же веришь, что можешь иметь и идеи, — что подумаю об уме твоем.

Но как же рассчитываешь после сего на мое уважение? 36

Как тебя били и как тебя еще обещались бить.

Подписчики. Свиньи. (Одесса.) Предположение до того уже нелепое, что даже и иные петербургские газеты не решились им воспользоваться, — что, по-видимому, означает, что в нелепости даже и для них существует предел, — явление, во всяком случае, утешительное.

Это преувеличено. <135 об.>

Зап<иски> «одного лица».

Сила слога его равняется лишь наивности мыслей, ибо он как бы вновь открыл то,37 что давно уже знают, и удивляется тому, чему давно уже перестали все удивляться.

Пишут некрологи один другого.

Мерещится мне, что вы, как те пьяницы и адмиралы, лежите в трязи, обиженные один другим, а прибиты каждый под окошком своей редакции. И далеко раздается ваш глас по зловонным улицам Петербурга. Но не приходит городовой вытащить вас из грязи, и продолжаете лежать в ней, мараясь и в ней захлебываясь.

Ибо'вовсе вы уж не так подлы, как друг друга рисуете.

Ведь ты знаешь, что тебе никто не поверит, ибо из честного человека никогда не сделаешь ты подлеца.

Неужели в слове «свинья» заключается столь магический и заманчивый смысл, что ты никак не мог не принять его на себя, почему бы это? <136 об.>

Веский шандал из бронзы, которым гордится хозяин.

Редакция признает эту картину немного преувеличенного, несмотря на дальнейшие доказательства автора.

И твой партнер объявляет корону.

Случай, может быть, даже совсем невозможный.

Его, так сказать, беспокоит и потрясает характер отношений.

Шандал, направляешь его в лоб.

Партнерка твоя, молодая дама, ожидавшая от тебя столько остроумия, когда садилась с тобою играть, спасается с криком под крыло своего супруга, значительного инженер-подполковника, который, взирая38 с прочими гостями на поведение ваше, говорит ей: «Видишь сама теперь,39 миленькая, чего можно ожидать от сих „руководителей общества"».40 Выпихнули. Ты лишился светского удовольствия, приятных, хотя и невинных, минут с петербургск<ой> дам<ой> и — ужина. Но ты бежишь вознаградить себя. Каждый из вас стремится41 за свой письменный стол и к утру строчит <нрзб.> ядовитейшую статью с подробным описанием всего происшествия (ибо по глупости своей ты сделаешь это наверно), с поминовением отца и матери, супруги и даже невинных детей его. Знаешь, кроме то<го>, что тебя заметит редактор.

Ибо бываешь же и ты в порядочном обществе. Если суДить по твоим фельетонам, то ты запросто говоришь с генералами, с акционерами, с половыми трактиров, с путешественниками-иностранцами и даже читаешь наставления министрам... Мы встретились с генералом таким-то, я был у князя такого-то, у Палкина я встретил такого-то, говорил с такими-то, сказал он мне то-то, а я высказал ему это-то. По твоим словам,42 распространенность твоя в свете поистине удивительна и равняется разве необходимости твоего присутствия в обществе, ибо по смыслу фельетонов твоих никакое дело без тебя43 и острых слов твоих не делается, но ты неловок и тут. <137>

За обилием многих не имеешь ни одного.

мнения не спрашивал, а просто закусываешь где-нибудь селедкой с луком у Палкина.

Будешь показывать себя нагишом или, что еще лучше, какое-нибудь свое секретное, но44 обнаженное место.

Кудлашку, и в фельетонной грызне испытанную.

Сей гениальный возглас к Антропке и надрыв может повториться не только между провинциальными мальчишками, но и между взрослыми, дошедшими уже45 до последних46 седин, членами современного, но взволнованного реформами и не установившегося нашего общества. Ибо между сими двумя антрепренерами-издателями двух современных газет разве не замечаешь Антропки! Знают, что нападения их друг на друга, брань47 и даже самые рассуждения их, совершенно останутся втуне, что ни за что не отобьют они друг у дру<га> подп<иску>,48 ибо никто их не слушает и никому до их дела нет в стремящемся к прогрессу обществе, а между тем ежедневно с надрывами и злобою повторяют их — и разве это не тот же Антропка?

Все знают, что ругаете<сь> из<-за> подписчиков, поддерживая сих 49 столичных Антропок.50

Своим пером ты впадаешь в положение унизительное...

Хозяин, чувствуя себя столь виноватым, просит общество забыть происшедшее, как бы его совсем не было.51

Нагишом, то есть совершенно без малейшего платья, причем каждый52 из посетителей, заплативший деньги, может рассматривать тебя в сокровеннейших53 твоих подробностях.

Тут главное надрыв, ибо он знал, что Антропка ему более не откликнется и практического результата из его восклицаний не выйдет, но он продолжал кричать сколько лет, одолеваемый бессильною злобою: «Антропка». <137 об.>

Я согласен, что в приеме сем много безнравственного и даже безнравственнее всего, что ты написал. Но согласись, что умнее. Прошу тебя, недоум, сиди. Ибо, судя по твоему литературному нетерпению и неумению владеть собою, имею право заключить и о нетерпении твоем в частных обществах.54 <136 об., 137 об.>

Редактор объявляет, что он помирился с противником и отвергает статью твою; каковы ярость и унижение твои.

Каждый летит па извозчике, погоняя его в спину, домой. Ты стремишься на легковом извозчике, который, погоняя невинную клячу свою, ви<ляющую?> от кучера своего, не понимает твоих волнений и, увы, не знает, что такое литература.

Мимоходом завидуешь его невинности и сознаешь к нему долг свой как богатого класса к народу.

Но идиллические чувства сменяют<ся> фурьями.55 <137>

Черновой автограф (ЧА)

Ниже я помещаю письмо, или, лучше сказать, полписьма «одного лица» в редакцию «Гражданина».56 Это всё то же «лицо», вот тот самый, который уже отличился раз в «Гражданине» насчет «могилок».57 Признаюсь, я напечатал <?> эти «могилки», или, лучше сказать, этот «Бобок», единственно чтоб от него отвязаться. Не тут-то было.58

Во-первых, это «лицо» решительно выступает моим защитником59 против литературных «врагов» моих.60 Он написал уже за меня и в пользу мою «три антикритики», две «заметки», три «случайные заметки», одно «по поводу» и, наконец, «наставление как вести себя». В этом последнем сочинении своем он под видом наставлений «врагам моим» кончает тем, что нападает на меня самого61 и нападает в таком даже тоне, что я ничего подобного, по энергии и ярости, не встречал даже и у «врагов» 62 моих.63

Одним словом, редакция буквально задавлена статьями этого неугомонного «лица».64 Я приступил наконец к мерам решительным 65 и резко заявил моему непрошенному заступнику, что, во-первых,66 некоторым «врагам» моим67 я вовсе не могу отвечать и не стану, до тех пор пока они сами не изменят характер своих нападений; мало того, что я сам умею защитить себя, и у меня вовсе нет никаких «врагов» моих, и что это только так и призрак,68 что и время уже прошло, ибо весь этот гам журналистов, раздавшийся с появлением69 «Гражданина» 70 сего 1873 года с такою неслыханною в литературе яростию, беспардонностью брани и простодушием приемов атаки,71 теперь,72 недели две, даже три тому назад, вдруг и неизвестно почему прекратился,73 точно так же как неизвестно почему и начался. Наконец, что если б я и вздумал отвечать некоторым из моих «обидчиков»,74 то есть которым бы мог ответить,75 то сделал бы это сам, без посторонней помощи.76

Он тотчас придрался к слову и пожелал узнать:77 кому собственно я бы мог отвечать78 и что разумею под словом «могу»? 79

При этом всё лицо80 его сложилось <?> в самую ядовитую усмешку.

Чтоб не раздражать неугомонного человека, я признался ему, что, может быть, отвечу г-ну Z, разбиравшему мой роман в «Петербургских ведомостях», и г-ну Н. М., говорившему обо мне, на ту же тему, в «Отеч<ественных> з<аписка>х». Но любопытный и назойливый человек ответом не удовольствовался и немедленно задал еще вопрос. Почему хочу отвечать этим именно, а всем остальным нападчикам не хочу отвечать?

Уступив раз, я должен был уступить и другой, а потому смиренно пояснил ему, что другим нападчикам я не стану отвечать по причинам, уже известным публике из первого № «Гражданина». Г-ну же Z отвечу потому отчасти, что он в разборе моего романа «Бесы» пропустил мысль, что если я и изменил мои убеждения, то произошло это во мне искренно (то есть не из видов, а, стало быть, честно), и что фраза эта меня даже тронула.

Насчет же г-на Н. М. в «Отечеств<енных> записках», то ему отвечу единственно за не виданную еще мною в литературе пламенную и детскую (по чистоте) [чув<ств>] его искренность, с по-мощию которо<й> он изобрел «Народ» 81 и желает обновить весь русский 82 мир новым и неслыханным мною доселе «консервативным социализмом»83 Я прибавил, что если и буду когда-нибудь отвечать,84 то намерен ответить вовсе не прямо на тему, то есть не в защиту моего романа «Бесы»,85 86 несколько мыслей о наших русских социалистических идеях и о том, как я это разумею.87

Выслушав всё это,88 досадный человек с нахмуренной улыб> кой (ибо есть такие улыбки) полез в боковой карман своего вицмундира, переполненный 89 торчащими из него бумаж<ками>,90 вытащил весьма толстую тетрадь и положил ее предо мною. «Здесь уже всё описано и нечего вам писать, — сказал он. — Совершенно тем же лицам и на ту же тему и даже по тем самым поводам».

Я с удивлением перелистывал рукопись: именно ответ г-ну Z, именно упомянуто о мнении его насчет моей искренности, именно г-ну Н. М., именно упомянуто о Народе и консервативном социализме. ..

Поставленный в такую крайность, я решительно отклонил рукопись, повторив, что сумею ответить сам91 и, во-вторых, что, может быть, совсем не буду92 отвечать, что я сказал только так93 и что у меня вовсе нет времени...

— Вы не гражданин, — сказал он, упрятывая обратно рукопись, — и я в вас обманулся.94 И, таким образом поссорясь, вышел. Я даже был рад. Я зна<л>, это человек болезненный... Он отчасти в напечатанной у нас еще прежде статье его уже сообщил95 некоторые черты из своей биографии.96 Человек огорченный и ежедневно себя «огорчающий». Во-первых, человека, от которого отбивает «огорченным» запахом, я как-то не могу считать сотрудником «Гражданина». Предрассудок, каюсь, и даже, может быть, ставлю себя сам как редактора в положение затруднительное. Во-вторых, — но глав<ное?>, действительно меня смущает эта сила «гражданской скорби» этого господина97 Представьте себе, что этот странный человек, несмотря на пагубную наклонность ежедневно «огорчать себя», все-таки может кое-как содержать себя, разными способами и никому особенно не кланяясь. До того, что за рукописи свои не требовал гонорария, так как описаны они единственно из «гражданской энергии», — собственные слова его. Приставал он ко мне98 с своими рукописями не столько для того, чтоб защищать меня, а лишь для того, чтоб произнесть при сем случае свои мысли,99 так как их никто и нигде, ни в одной редакции100 не принимают, признался он мне с самого первого слова с гордою, но вредящею101 себе откровенностью.102 103 он питал сладкую на-це<жду>104 отмежевать себе, хоть задаром, постоянное местечко в нашем журнале, чтобы иметь возможность изложить все свои мысли. Какие это мысли? Пишет же он обо всем, отзывается на всё с горечью, с яростью, с ядом и «с слезой умиления». «Девяносто девять процентов на яд и 1 процент на „слезу умиления"», — объявляет он сам в одной своей рукописи. 105

Начнется новый журнал или новая газета, он немедленно тут, поучает и дает наставления. Это совершенная правда, что в одну газету он отослал до 40 писем с наставлениями, как издавать, как вести себя, о чем писать, на что обращать внимание и проч. и проч. У нас в редакции накопилось его писем, в два с половиною месяца, до двадцати восьми штук.106 Пишет он всегда за полною подписью, так что его везде уже знают, и мало того, что тратит последние копейки на франкировку этих писем, но еще в письма свои вкладывает свежие марки, предполагая, что добьется своего и затеет гражданскую переписку с редакциями. Всего более удивляет меня в нем то, что я никак не мог, даже из двадцати восьми писем его, открыть, какого он направления и чего собственно так добивается? 107 Это какой-то сумбур. И вообще он грубит открыто и денег за это не требует — стало быть, отчасти лицо благородное. Мелькает тоже рядом с грубостию приемов, с цинизмом красного носа, огорченного запаха, исступленного слога и разорванных сапогов, мелькает какая-то скрытая жажда нежности, чего-то идеального, вера в какую-то красоту, зензухт по чему-то утраченному,108 что выходит в нем109 смешно и просто отвратительно. И вообще я не знаю, как ответить ему.

Когда он представил в редакцию статейку свою о «могилках» под названием «Бобок», признаюсь, я110 малодушно обрадовался — не к статье, а к новому направлению мыслей его. Авось, думаю, предавшись такой опасной фантазии, оставит «гражданскую деятельность» и повернет на иное. Не тут-то бы<ло>: он действительно повернул на иное, но гражданской деятельности своей не оставил. Как-то ко мне, как к редактору, обращались многие с запросами: что означает этот «Бобок» и почему я поместил его на страницах журнала. Я конфузясь отвечал111 что это только так (в сущности, чтоб отвязаться от автора). Что это человек до того подавленный всеобщим цинизмом современного мира, вялостью, шатостью общества, развратом и отсутствием всякой меры во всем, а главное до того ощущал в себе самом все эти же самые недостатки.112 что однажды в припадке особенной грусти, случайно попавши на кладбище, вообразил, что даже и там, где всякой горести и жажде — утоление, всякой тоске и успокоение, что даже и там продолжается, пожалуй, такой же самый цинизм, как и здесь, на земле. Мысль, копечно, особенно горькая, которая могла прийти и не от одного «огорчения», но уже, разумеется, лишь в приготовленную к тому голову. Он и теперь не отступает от своего убеждения. Он уверяет меня, что у него есть новый запас наблюдений; что ходил туда опять и вынес уверенность в истине померещившегося. Обещал даже статьи с прелюбопытными откровениями. Но гражданской деятельности все-таки не оставил.113 Не долее как три дня после нашей ссоры он явился в редакцию, в виде последней попытки,114 с «Письмом „одного типа"».115 Нечего делать, я взял и вот теперь печатаю.

То есть первую половину письма решительно нельзя было напечатать. Это были личности и ругательства чуть не всем петерб<ургским> и моск<овским> газетам,116 выходящие изо всякой меры.117 Ни одна из тех газет118 не возвышалась119 120 до такого пафоса в ругатель<ствах>. И ведь121 ругает-то он их единственно лишь за то, что они ругаются, за дурной тон, за цинизм! Я молча отрезал ножницами всю первую часть письма и возвратил ему. Заключительную же часть письма печатаю лишь потому, что тут, так сказать, тема общая. Это некое увещание всем фельетонистам, даже пригодное для всех веков и народов.122 Разумеется, так сказать, общефельетонист. Слог возвышенный, что он, обращаясь к фельетонисту, говорит ему «гы», как в одах старинного времени,123 что, впрочем, и доказывает, что он не предполагает никого в частности, а разумеет лишь обще-фельетониста. Эта возвышенность слога равняется лишь наивности мыслей. Нечего делать, надо было потешить человека, но печатаю, абы отвязаться, но уже в последний раз,124 причем взял с него слово, что тем он и кончит, уж более не обеспокоит редакцию. Слово125 он не дал, но зато промолчал, хотя и с улыбкой презрения, а молчание есть знак согласия. Он ни за что не хотел, чтоб я начал с точки, и настоял на том, чтобы я начал с полуфразы, именно так, как отрезалось ножницами: пусть, дескать, видят, как меня исказили. Он же отстоял126 и название: я хотел все-таки написать «Письмо „одного лица"». Он настоял, чтоб подписать «Полписьма „одного лица"», чтоб не искажать истины. Итак, вот эти полписьма.127

ПОЛПИСЬМА «ОДНОГО ЛИЦА»

... И неужели в слове128 «свинья» заключается столь магический и заманчивый смысл, что ты129 тотчас же и несомненно принимаешь его на свой счет?130

Я давно уже стал замечать, что в русской литературе слово «свинья» постоянно имеет некоторый особенный и как бы даже мистический смысл;131 еще дедушка Крылов, понимал это, употреблял это словечко в своих апологах с особым успехом.132Читающий литератор, даже в уединении и про себя, немедленно вздрагивает и133 тотчас же начинает задумываться: «Не я ли это? не про меня ли написано?»134 Словцо энергическое, согласен, но зачем же подразумевать непременно себя и даже себя одного? 135

Уж не имеешь ли тайных причин к сему? ибо чем иначе могу объяснить твою мнительность?»* 136

Второе, что замечу тебе, о друг мой фельетонист, это то, что ты невоздержан в планировке свопх фельетонов.137 Созерцая человека светского и, так сказать, в обществе родственном...

<нрзб.>. Тут другое, личность. Так думает не всякий. Провинция. Но столичн<ый> подписчик знает гораздо более, он знает, что ты куд<лашка.

И говоришь с английским милордом. Сыплешь.138 В отстав<к>е министр, желающий вновь получить свою должность. Более скромности и стыда не мешало бы. Вспомни пушк<инское> «Из Саади».

Ты ездишь на извозчике.

И именно находят красоту в безликом повторении одного и того же.

«Видишь, миленькая, я уже предварил тебя, чего можно ожидать от современной беллетристики».

Чувствует свой социальный долг богача к народу, но завидует его яевин<ности>.

Кто вас бил и когда еще будут бить с беспортошною откровенностью.

Лакей. И с 19-го февраля еще не потерявший своей невинности.

Вы схватываете по легковому извозчику, погоняя139 их и суля всё нелегкое.

Завидуешь его невинности, но уже сочиняешь статью.

XI

МЕЧТЫ И ГРЕЗЫ

(Стр. 91) Черновой автограф (ЧА)

Всему удивляться, конечно, глупо, а ничему не удивляться гораздо красивее и даже признано чем-то хорошего тона. Но вряд ли так. По-моему, совершенно ничему не удивляться гораздо глупее, чем всему удивляться. К тому же ничему не удивляться почти то же, что ничего не уважать. Да глупый человек ш не может уважать.

«Да я прежде всего желаю уважать; я жажду уважать»,— сказал мне как-то раз на днях один мой знакомый.

140это теперь напечатал.

Но оставим уважение и обратимся опять к удивлению. Можно прожить подле факта141 тридцать лет, считать его за самую обыкновенную вещь, за решенную вещь и вдруг после тридцати лет посмотреть на него как на совершенно новое дело, неожиданное и почти невозможное.142

Меня вдруг поразила на днях мысль,143 что Россия вовсе не великая держава. Тридцать лет тому назад мы учили в школе, что144 на свете, то есть в Европе, пять великих держав, в том числе и Россия.145 Тогда такой был счет.146 Теперь счет несколько изменился.147 Не знаю, кто-то еще год тому назад писал, что на свете теперь всего только две великие державы: Россия и Америка.148 Я по крайней мере не сомневал<ся> в сердце моем в величии России. И вдруг...

Казалось бы, каждый занимайся своим делом. Еще149 недавно один мой не хвалитель, но и не ругатель, напечатал, что я романист по преимуществу. Если так, то какое бы, кажется, дело романисту тянуться за такими великими вещами, как величие России. Но всё как-то невольно приходит.150

Началось с того, что поразил меня самый простой расчет: чтоб России быть в чине великой державы, ей надо, во-первых, яе 500, а 1000 миллионов бюджета, и еще это не одно, а только во-первых. Где же взять столько денег? Чем восполнить такой дефицит? 151

Именно дефицит, рассудите. Франция, например, уязвима только с одной своей западной границы, да и то с северной половины ее. Это крошечное пространство, а между тем она содержит почти столько же войска, как и мы. Посмотрите теперь на наши границы. Во-первых, они не русские и чем далее, тем более русский облик теряется. Во-вторых, их пространство, необъятность и слабость их. По меньшей мере <?> нам нужно ровно вдвое войска, чтоб быть равносильными с нашими соседями. Заметьте еще новый152 огромный исторический факт: никогда еще Россия не имела подле себя такого могущественного153 соседа, могущественного и образованного. Прежде были только Пруссия и Австрия, теперь, два года назад, дело переменилось. Страшный сосед живет с нами бок о бок. Говорят, исторический закон, что никогда еще во всю человеческую историю не случалось, чтобы два могучие народа, живя бок о бок друг с другом, не пожелали взаимно истребить один другого. Закоя самосохранения, борьба за существование. Но тут главное не в одной только протяженности границы дело. Тут дело еще в науке. Ну что за держава, которая заказывает себе даже оружие и не может сама его сделать. Но и это еще бы ничего, а дело в том, что оружие почти с каждым десятком лет меняется. Изобретаются новые способы разрушения поминутно, и каждый западный народ в состоянии гтзобресть вдруг в этом роде нечто совсем неожиданное для своего соседа. Мы одни ничего не можем изобресть в этом роде, ибо у нас совсем нет науки. Лик мира меняется теперь беспрерывно, и нынче надо воевать уже умом, а не оружием. Можем лп мы это? Великая ли мы держава? Мы даже не можем наших окраин обрусить и тем предаем их во власть чужеземцам. Хуже, чем не можем, — не хотим, считая их недостойными серьезного внимания, и тем самым прямо признаемся и себе и миру, что недостойны наших велпких завоеваний прежних времен, что недостойны петровских трудов в отвоевании 154 Балтийского моря, что недостойны екатерининской границы на западе и что границы наши по Днепр и более ничего.

Мне пришло в ум войско — но ведь возьмите что хотите, что хотите. Вот железные дороги, например; ну что стоит французам или Англии покрыться железными дорогами сравнительно с нами? Каково155 пространство, где взять столько денег. Нет, нам надо иметь вдвое больше бюджета.

156 Новая же промышленность без образованья.157

* Далее на этом же листе наброски к «Дневнику писателя за 1876 ». (июнь, гл. II, § 4 — см.: наст, изд., т. XXIII).

Примечания:

1 Вот если б. но у нас. . . вписано на полях.

2 братство, равенство {франц.).

3 Было: Говорят, образование?

4 Было: ей-то

5 Было: Подозревает в взаимной глупости.

6 правило (лат.).

7 Было: есть ведь

8Будь чем хочешь « fraternite. вписано на полях. — свобода (франц.).

9 Застреливающийся ~ атеистическое, вписан в верхней части листа.

10 смерть (франц.).

11 Просто ~ писал хорошо, вписано на полях.

12 ничто {лат.).

13Слышал о мальчике. заведения, вписано на полях,

14смягчающих вину обстоятельств {франц.).

15Как иногда. взгляды? вписано на полях.

16 Зачеркнутый вариант: довести

17 Из письма «одного лица» вписано.
18 «лицо» которое вписано.

19 и уже вписано.

20 Но вписано.

21 Да к тому же <> вторая часть. вписано,

22 Москва вписано.

23 одно вписано.

24 К тексту: найдутся любители и приедут — незачеркнутый вариант: приедут к тебе опытные и любители зрелишь

25 во множестве вписано.

26Далее было: ведь

27 Так я рукописи.

28Пусть критиком, вписано

29 вписано.

30 Кто же ~ твоих подписчиков, вписано на полях.

31 но выражается вписано.

32 Было: какая-нибудь

33 Далее было: для

34 Ведь вы же для искусства, вписано на полях.

35 не показывай виду вписано.

36 Далее было: на которое так рассчитываешь

37 Вместо: как бы вновь открыл то — было, серьезно удивляется тому

38 смотр<я>

39 сама теперь вписано.

40 Вместо: от сих «руководителей общества» — было: от них

41 Далее было начато: в раз<ных>

42 По твоим словам вписано.

43 Далее было начато: не д<елается>

44 секретное, но вписано.

45 уже вписано

46 последних вписано.

47 вписано.

48 что ни pа что. подписку вписано.

49 Далее было: двух

50 Все знают Антропок. вписано.

51 Далее было: н

52 Далее было начато: заплативший)

53 Далее было: и отвратительных

54 Я согласен. в частных обществах, вписано позднее.

55 Каждый летит фурьями.

56 Далее было: все письмо напечатать было никак невозможно.

57 Далее было: На этот раз я должен несколько предуведомить читателей уже от себя [насчет характера этой личности], чтобы было понятно дальней шее. [Но прежде того сделаю оговорку и о самом себе].

58 вписано.

59 Было: защитником моим

60 Вместо: было: нападок на меня журналистов

61 Далее было: именно за то, что я [молчу и] не отвечаю «врагам» моим

62 и у «врагов» — было от «врагов»

63 Далее было: Мое смирение не могло обезоружить эту энергическую личн<ость>.

64 Вместо: «лица» — было: задав лена его статьями

65 Выло: [Мое смирение не] Видя, что смирение мое не могло его обезору жить, я. приступил наконец к мерам решительным

66 сам умею постоять за себя

67 Вместо: «врагам» моим — было: изданиям

68 что я сам со призрак

69 появлением вписано.

70 Далее было начато: как лично на «Гражданина», та<к>

71 беспардонностью ~ атаки — было: а. беспардонностью прие мов и простодушием ругательств, чуть не. . . ну, одним словом, чуть не самых русских б. Начато:

72 Далее было: вдруг

73 Далее было вписано: точно по данному знаку

74 Было:

75 то есть ответить вписано.

76 Вместо: без посторонней помощи — н без [его] всякой помощи.

77 Вместо: Он тотчас ~ узнать — было: На это заявление он ответил [немедленным], нахмурившись, немедленным вопросом

78 Вместо: <> отвечать — было начато: а. кому бы я эахо<тел>б. кому собственно я хочу отвечать?

79 Вместо: под словом «могу»—под э<там> 6. под «мо<гу>»?

80 Вместо: все лицо — губы

81 Вместо: отвечу ~ «Народ» — было: отвечу единственно эа детскую и пламенную искренность, с которою он изобрел «Народ»

82 вписано.

83 Вместо: новым социализмом» — было: «консервативным социализмом»

84 Выло: Высказав это, я немедленно и торопливо пояснил любопытному, что если и буду отвечать

85 Далее было начато: о котором скажу разве толь<ко>

86 изложу лишь— было: напишу лишь по поводу

87 Вместо: <> это разумею. — было: а. несколько мыслей насчет течений русского социализма б. несколько мыслей о нашем русском социализме

88 Было:

89 Было: наполненный

90 Далее было: а ядовитым торжеством

91 за себя

92 Было: и не буду

93 Было:

94 Вместо: и я в вас обманулся — было: а. Начато: вы вялый че<ловек>б.

95 Далее было начато: свою

96 Далее было: Все это правда:

97 Вместо: «гражданской скорби» этого господина — было: «гражданской энергия»

98 Вместо: Приставал он ко мне — Он и защищал толь<ко>

99 Далее было начато: и открыть себе

100 ни в одном журнале

101 Вместо: с гордого, но вредящего — и с вредящего

102 Рядом с текстом: До того, что се себе откровенностью. — Он даже за рукописи, о чем и предупредил с самого начала, прибавив, что пишет единственно ив гражданского долга. Главн<ое>, ему хочется не только < защищать меня?>, ибо он готов нести

103 просто-запросто вписано.

104 мечту

105 Далее было: а. Главное то, что поражает его всегда боли, до болезни. б. Главное то, отзывается он вовсе не так, как все, на явления в обществе, мире. в. Отзывается он на все явления общественные вовсе не так, как все, а как-то «лично», с болью, до болезни.

Далее было начато: а. В не<которых?> б. Мало то<го>

107 чего собственно хочет и о чем хлопочет?

108 Далее было начато: а. Усталый какой-то человек. Этаких уже отчасти знают. б.

109 Далее было: как-то очень

110 Далее было начато: <асти?>

111 Далее было: никого

112 а главное самые недостатки — было: а главное до того ощущал все эти недостатки в [ce6e] самом себе и страдал сознанием их.

113 Но гражданской. не оставил. — было: Но, [увы, граждан ская деятельность не только не уменьшилась в нем, но даже не оставил] гражданской деятельности. [Не оставил нисколько и даже как бы возродился вновь!.

114 в виде последней попытки — было начато: с последним и уже окончательным но словам его

115 Не долее как ~ „одного лица"». — незачеркнутый вариант:
Три дня после ссоры в редакции он явился с «Письмом „одного лица"».

116 изданиям

117 Незачеркнутый вариант.: предела. Далее было начато: <аже?>

118 К словам: Ни одна из тех газет — незачеркнутый вариант: <ания>

119 Далее было начато: до так<ого>

120 до таких неугомонных

121 Вместо: И ведь — за чт<о>

122 Далее было начато: если представить <?> только, что у других народов

Далее было начато: (Да

124 Вместо: Нечего делать ~ последний рае — было.

125 В рукописи ошибочно: Словно

126 Было начато: Он же настоял и

127 Вот это весьма грузное, впрочем даже по слогу, послание. Далее было начато: Полписьма «одного лица». И неужели же в слове «свинья»

128 Было:

129 Далее было начато: никак уже не мож<ешь>

130 Было: на себя. Слово энергическое, но почему же тотчас же веришь, что

131 Вместо: Я давно уже со смысл — было: «свинья» имеет какой-то особый смысл

132 Было: употреблял это слово с особым успехом. Далее было начато: И действительно ввякий

133 нево<льно>

134 Было: тотчас же спрашивает себя: «Уж не про меня ли прописано?» Далее было начато: «Свинья» есть

136 Вместо: Уж не имеешь ли оэ мнительность? — было: Согласись, что имеешь тайные причины к сему, ибо чем же мог бы объяснить твою мнительность?

* «Гражданина» я имел несчастье привести одну древнейшую индийскую басню о дуэли льва и свиньи, причем ловко отклонил даже самую возможность предположения, что слово «лев» нескромно отношу на свой счет. И что же? Действительно многие выказали чрезвычайную и поспешную мнительность. [К величайшему] Даже вышел один феномен: в редакцию пришло письмо одного подписчика из одной далекой окраины России; в письме он [с горечью] дерзко и азартно укоряет редакцию [в том], что под словом «свинья» она будто бы несомненно подразумевает своих подписчиков, — предположение уже до тоге нелепое, что даже иные петербургские фельетонисты не решились им воспользоваться в своих обвинениях. . . а это уже мера всему. Ред.

137 Вместо: в планировке своих фельетонов — было начато: а. в приеме б. <нии> в. незачеркнутый вариант: в располо<женин?>

138 Далее было вачатв: Скром<нееть>

139 торопя

140 Далее было: про

141 около в<ещи> б. около дела

142 Вместо: <> и почти невозможное — было: за самую обыкновенную вещь, знать его (действительно), рассуждать и писать об нем и вдруг после тридцати [то] лет посмотреть на него как на совершенно новую вещь [как на неожиданное явление, как на нечто неожиданное п невозможное]. Так в последнее время [взглянул я па] удивил меня процесс Нечаева. Ведь, уж кажется, следил за делом, [ведь] даже писал о нем и вдруг — удивился: никогда я не мог представить себе, чтобы это было так несложно, так однолинейно глупо. Нет, признаюсь, я до самого последнего момента думал, что все-таки есть что-нибудь между строчками, и вдруг — какая казенщина! [Какой гимназист!] Ничего не мог я себе пред ставить неожиданнее. Какие восклицания, какой маленький-маленький гимназистик. «Да здравствует земский собор, долой деспотизм!» Да неужели же он ничего не мог умнее придумать в своем положении!

Как на нечто такое, чего прежде [никак] не подозревал. Но оставим это, я вовсе не про Нечаева хочу говорить.

143 Было: одна странная идея. Именно

144 Далее было начато: в Евро<пе>

145 в том числе и Россия

146 Было: Тогда так считали.

147 Вместо: <> изменялся — было: это переменилось

148 Далее было: и до сих пор эта мысль упорно крепилась в моем уме и сердце

Выло: Мне еще

150 Далее было: а. б. Начато: и вот его сбили настоль<ко> идеи

151 Вместо: было: Где же взять так вдруг такой страшный дефицит?

152 Далее было начато: <ный>

153 Было: громадного и могучего

154 в отвоевании нам

155 Было: Возьмите

157 Это его естественный, законный

Раздел сайта: