Другие редакции и незаконченные произведения.
Дневник писателя 1876

ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ

1876

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

<Январь, гл. I—II>

РАССКАЗЦЫ

— Елка у Христа.

— Бал.

— Колония.

— Фельдъегерь. Покровительство животным.

— Извозчик, бивший профессора. (Ничего не будет).

— Кони. Ваши дочери.

— Крушение поезда. Воробьев.

— Медицинский студент.

— Мужик и волк.

— Декабристы.

— Спиритизм. Святой дух. Сведенборг и проч.

— Потугин. Костюмы. Александр и Карамзин.

— Об американской дуэли. Личность.

— Березин. Я, направление. Я либеральнее вас. Извозчик и перочинный ножик.

— Война парадокс.

— Кшай. Микадо. (Похвалить «Голос» за статью о Китае). «Московские ведомости» за превосходную статью по делу Овсян никова.1

—   Павлуша и Мерещились.

— Пята на солнце.

— Реклама. Стечкина.

— Рубаха на 3-х.

— Оправдание коммунаров (после декабристов).

— О попах, монастырях, всё. Идея о попе, требнпке и про- понеднике.

— Сабуров и Андреянова. (Бал).

— Декабристы и Пушкин.

— Подписка в «Голосе» на Пушкина (проект). Кстати имя у Лермонтова.

— Vibulenus.

— «Дым» Тургенева. (?х, у, z?).

Орлов, снится и теперь во сне, мечтал бежать, свобода.2 Цензура. В одном из циркуляров министра просвещения ны-нешыего года признано полезным знакомить с теми бреднями...

— Бал, дети, Сабуров и Андреянова.3

Много пособий, в водовороте, не в спокойствии, одни много, другие совсем нет.

— Так как бр<атья?> 4 Бал. Костюмы. Потугин.

— Женщина — жена.

— Зверские инженеры.

— Но, боже, как они умны стали бы.

— Ребенок у Христа.

— На другой день, если б этот ребенок выздоровел, то во что бы он обратился? С ручкой.

Колония. Посещение.   (Библия. Идея перехода понятия о Христе с земного царя на небесного и всечеловеческого <?>).

— Дать же высказаться pro и contra.5

— После колонии направление. Несколько слов о Березине.

— А потом, что читал, по порядку.

— Пятна на солнце.

— О животных (общество). Фельдъегерь и проч.

— О крушении поезда и самоуправстве.

— Прямо отсюда смута и самоуправство: ничего не будет.6 Нажива даром. Овсянниковы, Павлуши, мерещилось.

Мне это понравилось <?>

— Декабристы (Лачинов). Пушкинист.

— Спиритизм. Реклама.7

— Китай. Микадо. Война.

— Попы, требник и проповедники.

— Что-нибудь заключительное о войне, будущее чревато.

— Чтение о Тюильри и о требнике и проповеднике.

— Вы думаете, эта идея слишком глупа, не беспокойтесь, она найдет глупее себя (нет нигде столь умного и т. д.).

— Каковы же, если не скрашивают сами?

— О. если б нам дали <?>, как бы вы мне <?> она <не закон чено>

— Объяснение <?> ее, до какой степени она к нам не ко двору.8

— Меня пугали цензурой. Он будет у вас не только мысли вычеркивать,9 но и слог.10

— Не знаю, я пишу это и не знаю, как цензор поступит с ними.

— Я давно не печатался с предварительной цензурой и от вык. Но за это время и насчет цензуры имею самое определен ное м<нение?>. Может быть, действитель<но?> уже практическое понятие. Теоретическое я всегда имел.11 Но цензура есть обоюдоострое оружие. О, нельзя оставить такое юное общество и такой eщe нетронутый, <не> приготовленный к жизни12 народ без всякого надзора над прессой.13 Но зато какое обоюдоострое оружие. Вы сокопоставленные липа в циркулярах своих; глупая идея.14 Сладо страстное изображение сбивалось бы до жандармск<ого>. На смешка над верой и над богом и над священной особою царя.

Министр, нелепость идей. Но петролей и здание. Действительно глупость идей.15 У нас уже был опыт идей Белинского, в какое безобразие, наглость взросло поколение пеучей, устрашавших и обновлявших,16 учившихся в университете, не очистили <?> и натурально враждебному обществу семинариста, status in statu.17 Но факт тяжело уничтожить.

Но что всего ужаснее в людях — не разврат и не смех, а сгоравшие общей пользой и во имя своих идей отделившиеся и не помогавшие ей в самое тяжелое время ее реформ. Мы ждали нового поколения из наших классических гимназий.

— злобное негодование. И сколько молодых сил отделилось и пошло в утопию, тогда как под носом совершались величайшие преобразования в государ-стве>,18 на которые они смотрели недоверчиво и свысока. Таким образом, огромная масса молодых сил отделилась от правительства, призывавшего все силы России, нуждавшегося в них и взывавшего к ним.

Скажут: общество незрело, его нельзя кормить иными идеями — ничего не может быть справедливее, но тем скорее не надо еще более искусственно растить перед ними идеи.19

Мы, монархии, должны быть свободны. Наполеону III-му. Мы можем быть свободнее всех на свете, все свободы даровать народу, обожающему монарха, и в принципе, и лично. Это теория славянофилов. Но неужели это только теория?

У ХРИСТА НА ЕЛКЕ

Тут не одни писатели.

Уж коли так блестит, то уж как должно быть хорошо!

Посижу и потом опять посмотрю.

Я говорю, что иногда с чего-то мерещатся дети.

У нас либерализм есть ремесло или дурная привычка.

И в толпе ему вдруг стало одиноко и жутко. Замерзал, улыбается <?>, вспомнил музыкантов. Пойду к маме. Иду.

Нет, думает, я еще полежу, ох как тепло, и сон.

«Пойдем», и как это случилось, вдруг елка и вдруг видит маму. «Мама, мама!»20 У Христа елка.

Чувство бесконечной веры, псевдоклассицизма, в обновлении мысль непомерная, матерей Гракхов.

Ничему не удивляться. В наш век уменье удивляться, чем ничему21 не удивляться. Если чего не понимаешь, то удивляйся.

Это гораздо благороднее, чем <не закончено.

Werther 22

ПРЕДИСЛОВИЕ

- 2 -  

Дети вообще. Дети с отцами и без отцов в особенности.

- 3 -

Слышанное и прочитанное.

На молодую и уже страдающую душу.

Но ведь в этих ветренных формах гуманность, европейское просвещение.

Костюм, адская штука, чтоб оплевать Россию. Средина бездарна.

О, если б все стали просты.

Пусть> Потугин вспомнит хоть себя, когда он был молод (в сороковых годах, что ли).

Конечно, это всё мне присничось, правда была не та:. мама-то умерла, а его куда-то взяли, и жаль <?> — стал посылать за воякой, и стал бегать с ручкой.

Он знает, что он никогда не переделается.

А порок очень любит платить дань добродетели.

О, я не циник, я люблю общество и ценю его, несмотря «а то, что этот великосв<етский> господин...

И, однако ж, всё, что я навосклицал теперь, отнюдь не парадоксы, а истинная правда, клянусь, господа, что вы в тысячу раз умнее и лучше, чем вы есть, но только нпчего об этом пе знаете.23

Тут были те, что замерзли в дверях.

Но и всё зто узнал <?>

Убиты 3-е — трое — а как же 60? А те сгорели, трах, паровоз, и это Воробьев, ха-ха-ха! хи... хи!

Но, с другой стороны, я знаю, что гораздо более честные люди фельетонисты.24

Петрушка. Есть комические вещи, а Петрушка очень комичен.25 Я не циник и верю в силы общества, в гуманность и в европеизм его, я верю в генералов,26этот фельетонист, по всё же жаль бездарности, костюм, заговорит лира.27 Потугин, что такое костюм... (кстати Потугин). Тут личность, тут как она носпт костюм, что она из него делает — рабство.

— О, если б все генералы...

«Дым». Я не знаю, почему. Правда, есть идеалы изящного, но зато же ведь они и голые, а что не идеал, то непременно надо одеть. На Аничковском мосту 4 голых банщика — почему они режут глаза, потому что их никак нельзя принять за богов; правда, позы эксцентрические, кони взвиваются, кукольные поля, короткие, по ведь казалось же это изящным.

Я напри <мер> видел барельеф, да и сам Потугин, как носить костюм.28

Колония.

Ломка вагонов, действие на народ, нынче деньги,29 носится в воздухе бесправица, разбой. Павлуша хватается за нож. вагоны с рекрутами, это действует па народ. Овсянников на скамье подсудимых, ничего не будет, ничего не будет, когда сыскная полиция30 свидетельствует девиц.31 Перочинный ножик.

Общество покровительства животным.

Мне жаль, мне бы хотелось поговорить, но теоретичность. Кстати — анекдот.

Священник и требник и... впрочем, идея гуманная, но кстати, анекдот. Придет, прибьет, суды, секут, бесправица, деньги. Павлуша (идея о деньгах). Вагоны, крушение, действие на народ, перочинный ножик, неуваж<ение> закона, каска, ничего не будет. Извозчик и профессор. Если две девицы... Китай.32

Китай. Япония.

Всё это фантастично.

Но и в Европе.

Глубокая тишина царствовала в Европе, когда Фридрих Великий. .. Итак, война... Соперн<ики?>, папа. Франция и 8 миллионов, раздробленность, собств<енность?> они не устранятся.

диме Куторги.

Итак, война, я не знаю, в наш век война все же лучше. Березин.

<Январь, гл. I—III>

— Для чего и жить, как не для гордости? 

— Ходят с ручкой, рубаху на 3-х (соединить).

— Кроме «аха» разве «ох».

Стечкина (как реклама). Наивно самолюбивы, т. е. не знают даже, что это дурно.33

— Газета. Реклама. Вуйки да нонки.

— Смешно очень, что оправдывают коммунаров, дескать, та кие невинные, они только добра хотели. Да зачем их опрасты вать? Они в том не нуждаются вовсе. Характеристики их этак лишаете.

С чего же мне начинать, неужто с Овсянникова? Овсянников на скамье подсудимых. Зачем не у нас миллионы? Что такое миллион для Овсянникова, мужика?

У нас теперь все, как прежние сенаторы, т. е. очень прежние, сенаторы.34 Я с общим мнением согласен.35— Сабуров и Андреянова.

Лицемерие тем хорошо, что всё же оно есть дань и т. д. Смерть последнего декабриста Лачинова. Нет, еще их есть довольно.

Ведут <себя> с достоинством, не жалуются.

Что мы наследовали? Мы деятели, но мы наследовали полное непонимание народа и непрактичность в делах. Ну вот декабристы. Совершенное непонимание народа. А Пушкин писал: «по манию царя» еще до декабристов и понимал, в чем дело.

О декабристах.

Un homme heureux qui n'a pas l'air content.

Незнакомец говорит — все достаточно либеральны (пошлость).

Ремесленников оставили. Но о дурной привычке.

Мы ничего не понимаем в либерализме и часто ретроградны страшно, думая, что либеральны.

Декабристы, тоже и теперь — не понимаем.

Смиренно учить и Россия. Потугины.

Либерал должен уже то рассудить, что у него всегда крепкая опора сзади. Подумать, каково незнание действительности; у нас славянофилов считали ретроградами. У них строгие требования.

8 сущности, наши западники суть отрицатели Запада,36 а передовые из них — и упразднптели общества. (Это черт знает что такое.) Ну и пусть бы. Если отрицают — значит перестали быть западниками. То-то и есть что нет. Всё западничество сохранилось в их требовании, чтоб они упразднили всё свое и себя, совершенно, по тем же шаблонам, как и на Западе, и копировали Запад рабски.

— Медицинский студент с ручкой.

— А между тем о честности нашего юношества! О юношестве: где спасение?37 Образование. Нет, не одно образование, а и знание народа.

— О том, чем гадка идея спиритизма?

Елка... Un homme heureux qui n'a pas l'air content.

Детский бал — (всё так, как в черновой).

Потугин, костюмы — и проч.

Несколько слов о «Дыме» и о Тургеневе.

Елка у Христа.

На елке у детей (описание). С ручкой. (Павлуша, извозчик в перочин<ный ножик>, под престолом.)

О прочит<анном>.

Статья о Китае.

— не учащих.

О Елисееве (N3. И еще о чем-нибудь, что читал).

— О крушении поездов. Воробьев. Все мы зависим. Случаи с Кони.

— О направлении по поводу Березина. Мы направление, славянофилы и проч.

Известие о последнем декабристе.

Извозчик и перочинный ножик (всё напоено). Павлуша. (Справиться). Извращение понятий. Овсянниковы.

Политические мысли.

Война парадокс.38 (По поводу Незнакомцевым39 слов о том, что всё достаточно либерально. Успокоившийся либерализм.)

— ничего, в результате 1000 человек, страдающих сердцем и с разными мыслями.

Насчет казенности либерализма. Дурная привычка. Все на спиритизм и никто ни одного порядочного слова (всё либерализм и негражданственность) (о постукивании ногтями).

Незнакомец о спиритизме, он ослабеет.

(Конфискованная жизнь... и они называют это явлением Св<ятого> Духа).40

И тут: о том, что у нас не верят Св<ятому> Духу, но наблюдают.

А запретят — то непременно прорвется.

Известие о последнем декабристе.

Всё у нас неумело: покровительство животным.

Фельдъегерь (непременно). О пашущем мужике.

41 Ничего не будет (в «Петер-б<ургской> газете»).

Раздавил — ничего не будет.

Жандарм, народ распущен.

Перочинный ножик.

Страхи перед провинциальною печатью, ничего не выдумают.

Белинский в каторге.

Американская дуэль— (цивилизация).

Овсянников.

Потугин — всепрощение преступника. Брат есть. Каторга. Так ли Жан Вальжан.

Микадо, Япония, Китай. Реклама. Стечкина.

Фельдъегерь. Это было так давно, что, может быть, мне пропустит цензура.

Цензура — запрещение идеи. Петролей.


1Похвалить Овсянникова, вписано.

2   Орлов свобода,

3   Сабуров и Андреянова вписано.

Поту<гин>

за и против (лат.). вписано.

На полях рядом с текстом: О животных оо ничего не будет. — Москов<ские> ведомости за статью о <не закончено)

7   Реклама,

8 Объяснение <?> ее ~ не ко двору, вписано на полях.

9 Незачеркнутый вариант: вычеркиваются

10Незачеркнутый вариант:строки

11 вписано.

12 приготовленный к жизни вписано.

13 Вместо: было: без цензуры.

14 Но зато. идея. вписано на полях.

15 списано.

16 устрашавших и обновлявших вписано.

17  (. шт.).

18   в госуд <арстве> вписано.

  Но что всего ужаснее ~ перед ними идеи. — разрозненные записи на полях и внизу листа.

20   И в толпе. «Мама, мама»!

21  В рукописи ошибочно: ничего.

22   (нем.).

23 И, однако об этом не знаете. — запись на внутренней стороне развернутого листа. Вдоль полей с. 1 зачеркнутая запись: Просто надо денег, чтоб нанять любовницу, и больше ничего.

24 разрозненные записи на полях.

25   Есть. очень комичен, вписано.

  я верю в генералов вписано.

27 заговорит лира вписано.

28 «Дым как носить костюм, вписано.

29 нынче деньги вписано.

30 когда сыскная полиция

31 Ломка вагонов. свидетельствует девиц, вписано.

32  Мне жаль. Китай. — разрозненные записи на полях.

  Наивно самолюбивы. дурно. вписано.

34   т. е. очень прежние, сенаторы,

35   На полях рядом с текстом: У нас теперь все. согласен. — запись:

36   В рукописи ошибочно: Запад

37   Рядом помета: г.

38   Далее было начато: Незнак <омец>

39 Так в рукописи.

  Рядом с текстом: (Конфискованная жизнь со Св<ятого> Духа). — помета: Смотри здесь.

  Так в рукописи.

Раздел сайта: