Двойник. Приключения господина Голядкина (Журнальная редакция 1846 г.)
Черновые наброски к предполагавшейся переработке повести

Глава: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Черновые наброски

Черновые наброски к предполагавшейся переработке повести (ЧН1)

В Головкина

Г-н Голядкин погибает под чашей {Было: ношей} горестей и пишет письмо к Голядк<кину>-младшему, своему смертельному врагу, о руке помощи (рыцарское письмо). (Я у Бекетовы<х>. Иду к Тург<еневу>.)

Г-н Голядкин-младший сходится со старшим. Младший романтизирует и завлекает в романтизм старшего. Доходит чуть не до маниловских генералов. Иногда выказывает при этом ушко, то есть какой-нибудь подлый расчет. Это коробит старшего, но он молчит из товарищества и сам себя укоряет: зачем он молчит.

Мечты младшего вслух о дуэли с поручиком, с генералом (практический совет младшего -- вызвать генерала {Было: за отца и что тут рыцарское. Юридическое и патриархальное отношение к начальству и что правительство само добивается sa отца.

NB. Тут анатомия всех русских отношений к начальству. Взаимные мечты обоих Голядкиных под предводительством младшего, как генерал поймет рыцарственность и выйдет на дуэль, как он не будет стрелять; можно стать на барьер и только, сказать: "Я доволен, Ваше превосходительство". Как потом Голядкин женится на генеральской дочери. Манилов. Это была бы райская жизнь.

На другой день в присутствии г-н Голядкин-младший шепчет старшему, показывая генерала: "Вызови-ка".

Голядкин-младший рассказывает о поручике, о старшем и, подло юля, смешит общество. Г-н Голядкин-старший слышит. Дуэль. Парголово. Г-н Голядкин-млад<ший> дрался за него. {Текст: На другой день ~ дрался за него. -- вписан на полях.

В Голядкина

Эли де Бомои. На другой день взял за ухо: "Ученые мы люди с тобой, Яков Петрович, Эли де Бомон".

Г-н Голядкин с ненавистью смотрел на младшего, как он фыркал, плескаясь, в умывальнике.

Грубости Петрушки насчет умывальника, г-н Голядкин стыдится, что у него нет хорошего умывальника.

Г-н Голядкин с извозчиком: "Через золото слезы текут". Извозчик и говорит: "Да уж коли человек, так уж оно видно хорошего человека. Намеднись у Захарки корову увели".

Голядкин Петрушке про младшего: "Он раскаивается", опять фырканье.

Как он фыркал и плескался в рукомойнике. Ему казалось, что он нарочно {Было: напрасно} фыркал с тем, чтоб его обидеть.

NB. Юридически начальство только по законам поступает, это только грубая подчиненность и послушание начальству. Но если за отца, тут семейственность, тут подчинение всего себя и всех домашних своих вместо начальства. Начало детских отношений к отцу. Детский лепет невинности, а это приятнее начальству.

Это теория младшего. Младший -- олицетворение подлости, Сокровеннейшие тайны чиновничьей души à la Толстой,

В {Было начато: Ст<арший?>} Голядкина

Их мечты

Голядкин накануне дуэли. Младший, секундант, дал тягу утром рано. Воровски надул. Секундант дрался за дуэлиста.

Пети шё у Клары Олсуфьевны. Голядкин за шута. Тут-то вызов поручика.

Вдвоем с младшим. Мечты сделаться Наполеоном, Периклом, предводителем русского восстания. Либерализм и революция, восстановляющая со слезами Louis XVI и слушающаяся его (от доброты).

Младший рассказывает про старшего в обществе все те штучки (таинственные и сокровенные, которые есть у каждого и которые каждый прячет, как тайны, от всех), смешные мелочи, которые Голядк<ин>-старший ревниво прятал от младшего и вполне был уверен, что тот не узнает, но тот узнал. Г-н Голядкин-младший всё знает про старшего и всё узнаёт. Сверхъестественное могущество.

Младший сказывается, что знает все тайны старшего, {Далее было: так} точно он олицетворенная совесть старшего.

В Голядкина, большая и самая капитальная сцена:

Младший решается помогать старшему насчет Клары Олсуфьевны. Petits je<ux> иносан, их принимают как игру природы. Г-н Голядкин смутно понимает, что его примут в общество как игру природы, и не хочет того. Видит, что и младший проговаривается, игру природы, но по стадности молчит.

Младший перед петижё вырывает у старшего признание в любви к Кларе Олсуфьевне (младший уже знает это и без старшего). Он начинает учить его, как победить Клару Олсуфьевну, подучивает, как быть развязным, теория о том, как странно руки торчат бесполезные. О необходимости сказать bon mot, подыскивают, какое бы сказать bon mot. Выдумывают каламбуры à la Кузьма Прутков. Подыскали bon mot. Г-н Голядкин-старший уже на вечере (видит смутно, что он как игра природы и что, когда он начинает говорить, все замолкают, но шушукаются, смеясь, ожидая, что он скажет глупость) старается вставить свое bon mot и не умеет. Младший помогает ему, но {Далее было: как будто} по-настоящему мешает высказать, всё не удается.

Наконец, младший жестоко высказывает всё и рассказывает, как они подыскивали bon mot, хотели пленить девицу и проч., -- одним словом, всё, что было у Голядкина, даже рукомойник и Петрушку, Хохот. и проч.

Тирада патетическая г-на Голядкина, он убегает. Дома: весь фрак истыкан конфетными бумажками.

И потом уж письмо патетическое к младшему. Дуэль с поручиком и падение окончательное, то есть сумасшедший дом.

NB. "Когда ты (в 1-й главе) пригласил {Далее было: Голяд<кина>} Клару Олсуфьевну на польку, ты восстал против общества", -- говорит младший старшему, патетически утешая его.

Мечты старшего: мы бы жили, близнецы, в дружбе, общество бы умилительно смотрело на нас, и мы бы умерли, могилы рядом.

-- Можно бы даже в одном гробе, -- замечает небрежно младший,

-- Зачем ты заметил это -- придирается старший.

NB. Бедная, очень бедная хромоногая немка, отдающая комнаты внаймы, которая когда-то помогала Голядкину и которую младший проследил, которую боится признать старший. История его с ней, патетически рассказанная младшему. Тот изменяет и выдает. 

Черновые наброски к предполагавшейся переработке повести (ЧН2)

Голядкин. Двери в департаменте, их ужасный стук и гул наводили всегда тоску на г-на Голядкина и обращали его в тряпку.

Г-н Голядкин был стыдлив.

Г-н Голядкин зовет директора в секунданты.

Проект о благоденствии России, сочиненный г-ном Голядкиныи.

Г-н Голядкин сближается с почвой у писарей.

Директор на Невском ночью. Калоши, фантастическая сцепа.

Красивый поручик.

Обвинение Голядкина в том, что он Гарибальди.

Г-н Голядкин у графини в высшем обществе.

Г-н Голядкин вступает в прогрессисты. Кислород и водород.

Г-н Голядкин подслушивает и за перегородкой слышит рассказ о перепелах (у Ломовского).

Котяты.

Г-н Голядкин у [Петрашевского].

Младший говорит речи. Тимковский как приехавший. Система Фурье. Благородные слезы. Обнимаются. Он донесет.

На другой день г-н Голядкин идет к [Петрашевскому]. Застает, что тот читает дворнику и мужикам своим систему Фурье, и уведомляет его, что тот

-- Не понимаю.

-- Да ведь нас двое.

-- Протестуйте.

-- Да как протестовать?

-- Да вот, например, мальчиков секут в школах розгами.

-- Да, и всё это не ответ на вопрос.

-- Ну-с, я вам скажу, что всё это изменится, когда наступят новые экономические отношения, а больше ничего не скажу.

П<етрашевс>кий уже предупрежден младшим, что этот донесет, да и говорит: "Вы-то и есть доносчик".

[Петрашевский <1 нрзб.>]

Важнейший психологический случай поэмы:

Замечательно, что г-н Голядкин-старший во всех своих ужасах и затруднительных состояниях кончает тем, что прибегает {Далее было: например} всегда к совету и, если возможно, к покровительству младшего, тогда как сам против него интригует, а потому и свидания (даже назначает свидания заране: в кондитерской, у немки и т. д.).

Наконец, последний совет младшего: "Просите прощения".

(Головоломное известие, во-1-х, о Гарибальди, а во-2-х, о кислороде и водороде. Кислород и водород перевертывают ему голову. Нет более всевышнего существа.) Что же будет с министерством и с начальством? Сон. бьют друг друга явно, на улице. Обеспечивают себя (откладывают копейку). 

Голядкин, продолжение. 24 июля.

Голядк<ин>: "Позвольте же спросить, что всё это означает? Я вот всё добиваюсь, мне бы хоть капельку узнать, что это всё означает".

Младший: "Зачем всё добиваетесь? Пребывайте покойны, и всё будет ладно".

-- Мне бы хоть только капельку.

-- Да зачем? И притом это, может быть, ровно ничего не означает.

-- Как-с?

-- Так-с. Всё может случиться и ровно ничего не означать.

О появлении знаменитого в городе разбойника Гарибальди.

В Голядкине видно, как человек путается, потому что, кроме администрации, никто ничего не знает. (Ну что, есть вот Гарибальди, а я о нем ничего не знаю.)

Справляется о Гарибальди в разных министерствах. Секрет-с. За гривенник достает адресс: статский советник в отставке, в Кирпичном переулке.

No 31-й.

Идет в Кирпичный переулок, ждет. Лакей выпроваживает. (Я у Гайбурского.)

Затем глава -- ночь, рассвет, мертвецы.

Г-н Голядкин думает: "Как можно быть без отца, я не могу не принять кого-нибудь за отца".

Г-н Голядкин вызвал {Было:

Глава: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Черновые наброски

Раздел сайта: