Поиск по творчеству и критике
Cлово "1891"
Входимость: 9. Размер: 88кб.
Входимость: 7. Размер: 45кб.
Входимость: 7. Размер: 34кб.
Входимость: 5. Размер: 33кб.
Входимость: 4. Размер: 30кб.
Входимость: 3. Размер: 36кб.
Входимость: 3. Размер: 90кб.
Входимость: 3. Размер: 43кб.
Входимость: 3. Размер: 20кб.
Входимость: 3. Размер: 22кб.
Входимость: 2. Размер: 71кб.
Входимость: 2. Размер: 10кб.
Входимость: 2. Размер: 44кб.
Входимость: 2. Размер: 59кб.
Входимость: 2. Размер: 10кб.
Входимость: 2. Размер: 9кб.
Входимость: 2. Размер: 32кб.
Входимость: 2. Размер: 95кб.
Входимость: 2. Размер: 11кб.
Входимость: 2. Размер: 31кб.
Входимость: 2. Размер: 60кб.
Входимость: 2. Размер: 10кб.
Входимость: 2. Размер: 64кб.
Входимость: 2. Размер: 99кб.
Входимость: 2. Размер: 16кб.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Входимость: 1. Размер: 27кб.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Входимость: 1. Размер: 70кб.
Входимость: 1. Размер: 27кб.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Входимость: 1. Размер: 101кб.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Входимость: 1. Размер: 82кб.
Входимость: 1. Размер: 51кб.
Входимость: 1. Размер: 29кб.
Входимость: 1. Размер: 60кб.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Входимость: 1. Размер: 88кб.
Входимость: 1. Размер: 87кб.
Входимость: 1. Размер: 40кб.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Входимость: 1. Размер: 55кб.
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Входимость: 1. Размер: 125кб.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 9. Размер: 88кб.
Часть текста: выделены жирным шрифтом. Цифры, обозначающие страницы предисловия, вступительных заметок-преамбул и примечаний, набраны курсивом.} Абаза Николай Саввич (1837-1901), в 1880-1881 гг. начальник Главного управления по делам печати, цензор последнего выпуска "Дневника писателя" - II. Аввакум (Аввакум Петрович, ок. 1621-1682), протопоп; глава церковного раскола; проповедник и публицист, автор "Жития протопопа Аввакума". Аверкиев Дмитрий Васильевич (1836-1905), писатель - I, II. Аверкиева С. В., жена писателя Д. В. Аверкиева - II . Аграфена, юродивая, прототип Елизаветы Смердящей из "Братьев Карамазовых" - I . Айвазовский Иван Константинович (1817-1900), художник - II . Аксаков Иван Сергеевич (1823-1886), публицист и поэт; славянофил - I, II . Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859), писатель - I. "Записки ружейного охотника - I. "Записки об уженье рыбы" - I. Александр II (1818-1881) - I . Александров Михаил Александрович - II . "Из воспоминаний простого человека. Мой учитель" - II. Алена Фроловна, с 1822 г. няня в доме Достоевских - I . Алонкин Иван Максимович, купец, хозяин дома в Столярном переулке, где в 1866 г. жил Ф. М. Достоевский - II. Алневская Христина Даниловна (1843-1918) - II . Алчевский Алексей Кириллович, муж X. Д. Алчевской, банковский служащий - II . Альфонская Екатерина Алексеевна, жена Арк. А. Альфонского - I. Альфонский Алексей Аркадьевич, сын Арк. А. Альфонского, приятель А. М. Достоевского по пансиону Чермака - I . Альфонский Аркадий Алексеевич (1796-1869), врач Мариинской больницы - I. Амвросий (Алексей Иосифович Ключарев, 1821-1901) - архиепископ харьковский, духовный писатель, сотрудник "Московских ведомостей" М. Н. Каткова - II. Амвросий, старец из Оптиной пустыни, которого в 1878 г. посетил Ф. М. Достоевский - II. Анакреон (ок. 570-478 до н....
Входимость: 7. Размер: 45кб.
Часть текста: в указателе не повторяются. Указатель составили С. В. Белов и В. А. Туниманов. Абаза Николай Саввич (1837-1901), сенатор, член Государственного Совета, в 1880-1881 гг. начальник Главного управления по делам печати, цензор последнего выпуска "Дневника писателя". Абаза Юлия Федоровна, жена И. С. Абазы, писательница, близкий друг семьи Ф. М. Достоевского. Аввакум (Аввакум Петрович, ок. 1621-1682), протопоп, глава церковного раскола, проповедник и публицист. Аверкиев Дмитрий Васильевич (1836-1905), драматург, беллетрист и критик, сотрудник журналов "Время" и "Эпоха", в 1885-1886 гг., продолжая идею Ф. М. Достоевского, выпускал периодическое издание "Дневник писателя". Аверкиева Софья Викторовна, жена Д. В. Аверкиева, актриса. Аврелий Марк (121-180), римский император и философ. "Наедине с собою". Александр II (1818-1881). Александр Невский (1220-1263). Александр III (1845-1894). Александра Павловна - см. Неупокоева Александра Павловна. Алексий (V в.), сын знатного римлянина, посвятивший себя служению христианской вере, канонизирован церковью. Алонкин Иван Максимович (?-1875), купец, петербургский домовладелец, в доме которого Ф. М. Достоевский жил в 1864-1867 гг. Амвросий (в мире Александр Михайлович Гренков) (1812-1891), иеромонах, старец Оптиной пустыни. Андреев Федор, крестьянин. Анненков Павел Васильевич (1812-1887), писатель и критик, мемуарист. "Замечательное десятилетие". Анненкова Ольга Ивановна, дочь декабриста И. Л. Анненкова. Анненкова (рожд. Полина Гебль) Прасковья Егоровна (1800-1876), жена декабриста И. А. Анненкова. Аракчеев Алексей Андреевич (1769-1834), временщик при Павле I и военный министр в 1808-1810 гг. при Александре I. Арсеньев Дмитрий Сергеевич (1832-1915), адмирал, воспитатель великих князей, с 1882 г. директор Петербургского Морского училища. Архангельская, петербургская домовладелица, в доме которой Достоевский жил в...
Входимость: 7. Размер: 34кб.
Часть текста: 1. С. 282--292, 495--497 (примеч. В. А. Фатеева). 2 Ср. рассуждения о католицизме в статье Леонтьева ""Московские ведомости" о двоевластии" (1890--1891), опубликованной посмертно по рукописи: "В истории католичества что ни шаг, то творчество, своеобразие, независимость, сила. Другое дело -- религиозная истина моей веры; и другое дело -- истина исторического взгляда. <...> Католицизм -- религия такая могучая и полная, какой, быть может, еще и не было на земле. Как же не основа? Не любите католицизма, не веруйте в него, боритесь с ним, но как же можно не считать его третьей по счету и первой по значению культурной основой романо-германской истории" (Л е онтьев А. Собр. соч. СПб., 1913. Т. 7. С. 522--523). 24 января 1891 года Леонтьев писал И. И. Фуделю: "Римский Католицизм нравится и моим искренно-деспотическим вкусам, и моей наклонности к духовному послушанию, и по многим еще другим причинам привлекает мое сердце и ум" (К. Леонтьев о Владимире Соловьеве и эстетике жизни : (По двум письмам). М, 1912. С. 9). 3 Подразумевается статья Леонтьева "О всемирной любви. Речь Ф. М. Достоевского на пушкинском празднике" (1880), изданная вместе с его статьей о Л. Н. Толстом "Страх Божий и любовь к человечеству" отдельной брошюрой под заглавием "Наши новые христиане" (1882); о речи Достоевского, произнесенной в Москве по поводу открытия памятника Пушкину, в ней, в частности, говорится: "Слишком розовый оттенок, вносимый в христианство этою речью г. Достоевского, есть новшество по отношению к Церкви, от человечества ничего особенно благотворного в будущем не ждущей" (Леонтьев К. Собр. соч. : В 12-ти т. М., 1912. Т. 8. С. 199-200). 4 Имеется в виду "Примечание 1885 года" -- дополнение к статье, появившееся в 1885 году во 2-м томе собрания статей Леонтьева "Восток, Россия и Славянство"; изложению Иванова-Разумника соответствуют следующие фрагменты...
Входимость: 5. Размер: 33кб.
Часть текста: идеи и характер романа "Братья Карамазовы". Знакомство с оптинским старцем Амвросием, этим живым воплощением русской святости, "хранителем образа Христова", носителем народной правды, подвело итог многолетним духовным и творческим исканиям писателя. Встреча эта носит глубоко символический характер. В лице великого гения русской литературы и великого святого Русской Церкви после почти векового разрыва встретились Церковь и интеллигенция, Православие и культура, святость и гениальность, что во многом определило характер взаимоотношений русской культуры и Православия в последующее время. I. Обстоятельства поездки Об этой поездке сообщают все биографии и биографические очерки жизни Достоевского. Однако источниковедческая база этой темы ограничивается практически тремя источниками. 1. Письмо Достоевского Первый -- это письмо Достоевского своей жене от 29 июня 1878 г., написанное из Москвы сразу же после возвращения туда из Оптиной Пустыни, в котором писатель излагает подробности поездки в монастырь. Как явствует из письма, Достоевский 23 июня 1878 г., вместе с В. С. Соловьевым выехал из Москвы по Московско-Курской железной дороге до станции Сергиево за Тулой. Далее спутники пересели на экипаж до Козельска. В пути выяснилось, что произошла ошибка в расчете...
Входимость: 4. Размер: 30кб.
Часть текста: нравственной природы народа, развращенной бытующим злом: «…хотя я и видел то, что во всем народе меньше было той примеси оттолкнувшей меня лжи, чем в представителях церкви, я все-таки видел, что и в верованиях народа ложь примешана была к истине» (23, 56). Критическая «штудия» богословских сочинений и внимательнейший анализ текста Евангелия вылились в работы «Исследование догматического богословия» (1879–1884), «Соединение и перевод четырех Евангелий» (1880–1881), «Краткое изложение Евангелия» (1881–1883). Утверждение непогрешимости церковного авторитета, церковные догматы, учение о божественности Христа и его воскресении и противопоставление земной жизни — загробной подвергаются сокрушительной критике Толстого. В основе ее разрыв (точнее — пропасть) между «практической этикой» — учением Христа и утилитарной философией оправдания и узаконения церковью насилия и зла как нормы общественной жизни. Толстовское понимание сущности религии и христианства как нравственного учения о том, что придает смысл земному существованию человека (слияние личной жизни с общей), излагается в трактатах «В чем моя вера?» (1882–1884), «Царство божие внутри вас» (1890–1893) и «Христианское учение» (1894–1896). Толкование Христа как «сына человеческого» (т. е....
Входимость: 3. Размер: 36кб.
Часть текста: Пушкина (Письма из Москвы - июнь 1880) ПАМЯТНИК ПУШКИНУ Г. И. УСПЕНСКИЙ Участие Ф. М. Достоевского в большом общественно-литературном событии - торжественном открытии памятника Пушкину в Москве 5-8 июня 1880 года - было последним ярким выступлением писателя перед широкой аудиторией. Произнесенная 8-го июня, на заседании Общества любителей российской словесности, речь Достоевского, по единодушному свидетельству современников, произвела на слушателей потрясающее впечатление. В III Отделение поступила анонимная информация о популярности речи Достоевского с предложением принять меры против ее распространения (см. статью Н. Ф. Бельчикова "Пушкинские торжества в Москве в 1880 году в освещении агента III Отделения". - "Октябрь", 1937, N I). Однако когда речь была напечатана в "Московских ведомостях" (1880, N 162 от 13 июня) и других газетах и журналах, а также, с авторскими разъяснениями и ответом А. Д. Градовскому, помещена в "Дневнике писателя" ("Единственный выпуск на 1880 год, август"), она вызвала многочисленные отклики разноречивого характера. Очерк Г. Успенского дает представление об отношении к речи Достоевского революционно-демократических кругов. На Пушкинских...
Входимость: 3. Размер: 90кб.
Часть текста: "Преступления и наказания", ставший событием в литературной жизни и пробудивший к творчеству Достоевского всеобщий интерес. Это знаменательное совпадение. И не случайное, ибо восприятие Достоевского в Германии было прямо связано со становлением нового направления в немецкой литературе -- натурализма. "Критические походы" -- шесть сборников статей, выходивших с 1882 по 1886 гг.,-- "произвели ужасный, адский, но очень благотворный шум" 31 . Этот шум был вызван резкой критикой, с которой Генрих и Юлиус Харт обрушились на псевдоклассическую эпигонскую и "тривиальную" литературу. Констатируя застой в немецкой литературе тех лет, они видят его причину в отрешенности искусства от значительных проблем современности. Поэтому братья Харт призывают к сближению литературы с реальной жизнью. Их призыв не был гласом вопиющего, поскольку молодое литературное поколение Германии уже сознавало, что "развитие литературы, не опирающееся на политическую и социальную борьбу, на политические и социальные силы своего века, больше немыслимо" 32 . У пионеров нового направления появляются...
Входимость: 3. Размер: 43кб.
Часть текста: о социальной природе искусства, о том, что "литературно-художественное творчество определяется, в конечном счете, борьбой <...> народов за свое экономическое развитие" 412 . Меринг решительно отвергает тезис идеалистической эстетики о так называемом "чистом искусстве". "Писатели и художники не падают с неба и не витают в облаках,-- утверждает он, -- напротив, они живут в самой гуще классовых боев своего народа и своего времени". Отсюда вытекает другое важнейшее положение социал-демократической эстетики -- положение о классовом характере искусства. Как отмечает Меринг, влияние классовых боев "на отдельные умы проявляется очень различно, но остаться в стороне от них не может никто". Рассматривая с этих позиций немецкую классическую литературу, критик-марксист приходит к выводу о том, что она является "отражением борьбы немецкого бюргерства за свое освобождение". Классовым принципом руководствуется Меринг в оценках и современной ему немецкой литературы -- натурализма, где он различает "отсвет, который бросает на искусство все сильнее разгорающееся пламя рабочего движения". Известно, что в 80-е годы наиболее радикально настроенные представители натурализма примкнули к рабочему движению и были активными членами социал-демократической партии. Так, видный теоретик натурализма Эдгар Штейгер был редактором литературного партийного журнала "Die neue...
Входимость: 3. Размер: 20кб.
Часть текста: в память войны 1853 — 1856 годов. Указом Томской Духовной Консистории от 21 июня 1860 года за № 3844 по предложению Преосвященного Парфения, епископа Томского и Енисейского, за особенное усердие в проповедании Слова Божия, преподано Архипастырское благословение. Указом Томской Духовной Консистории от 28 октября 1860 года за № 6166 по предложению того же Преосвященного за отличное ревностное исполнение пастырских обязанностей преподано Архипастырское благословение. В семействе у него жена Елизавета Павловна, дети их: Екатерина, Елизавета, Евгения. Источник: ГАТО, ф., 170, оп. I, д. 326, л. II. Стабников Павел Трофимович. Дьяческий сын. По окончании курса в Рязанской Семинарии с аттестатом 1-го разряда 1829 года 30 ноября рукоположен во священника Рязанской епархии Михайловского уезда в село Бадики Дамаскином, епископом Тульским и Белевским. 12 декабря 1840 г. из Рязанской в Томскую епархию принят и определен Агапитом, епископом Томским и Енисейским сего ведомства в Усть-Сосновское село к Николаевской церкви. 14 июля 1841 г. согласно его прошению указом Томской Духовной Консистории перемещен Нарымского края в Парабельское село к Спасской церкви. 24 февраля 1842 года согласно его прошению указом Консистории перемещен Барнаульского округа в Тальменское село к Михайло-Архангельской церкви. 13 сентября 1843 года по распоряжению высшего начальства переведен к Преображенской Градокузнецкой церкви и определен благочинным 7-ми уездных церквей и сотрудником попечительства о бедных Духовного звания с присутствованием в Кузнецком Духовном Правлении. 13 декабря того же года указом Консистории определен законоучителем в Кузнецком уездном народном училище. 26...
Входимость: 3. Размер: 22кб.
Часть текста: лишь поколение назад, этих интересных юношей (т. е. подобных "подростку") можно было и не столь жалеть, ибо в те времена они почти всегда кончали тем, что с успехом примыкали, впоследствии, к нашему высшему культурному слою и сливались с ним в одно целое. {См. Комментарий} И если, например, и сознавали в начале дороги всю беспорядочность и случайность свою, все отсутствие благородного в их, хотя бы семейной, обстановке, отсутствие родового предания и красивых законченных форм, то тем даже и лучше было, ибо уже сознательно добивались того, потом сами и тем самым приучались его ценить. Ныне уже несколько иначе -- именно потому, что примкнуть почти не к чему. Разъясню сравнением или, так сказать, уподоблением. Если бы я был русским романистом и имел талант, то непременно брал бы героев моих из русского родового дворянства, потому что лишь в одном этом типе культурных русских людей возможен хоть вид красивого порядка и красивого впечатления, столь необходимого в романе для изящного воздействия на читателя. Говоря так, вовсе не шучу, хотя сам я совершенно не дворянин, что, впрочем, вам и самим известно. Еще Пушкин наметил сюжеты будущих романов своих в "Преданиях русского семейства" 2 , и поверьте, что тут...