Поиск по творчеству и критике
Cлово "1913"
Входимость: 8. Размер: 84кб.
Входимость: 6. Размер: 88кб.
Входимость: 6. Размер: 76кб.
Входимость: 4. Размер: 20кб.
Входимость: 4. Размер: 10кб.
Входимость: 3. Размер: 33кб.
Входимость: 3. Размер: 88кб.
Входимость: 3. Размер: 60кб.
Входимость: 3. Размер: 31кб.
Входимость: 3. Размер: 89кб.
Входимость: 3. Размер: 194кб.
Входимость: 2. Размер: 52кб.
Входимость: 2. Размер: 90кб.
Входимость: 2. Размер: 55кб.
Входимость: 2. Размер: 11кб.
Входимость: 2. Размер: 11кб.
Входимость: 2. Размер: 34кб.
Входимость: 2. Размер: 71кб.
Входимость: 2. Размер: 33кб.
Входимость: 2. Размер: 8кб.
Входимость: 1. Размер: 99кб.
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Входимость: 1. Размер: 81кб.
Входимость: 1. Размер: 61кб.
Входимость: 1. Размер: 40кб.
Входимость: 1. Размер: 87кб.
Входимость: 1. Размер: 59кб.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Входимость: 1. Размер: 67кб.
Входимость: 1. Размер: 64кб.
Входимость: 1. Размер: 77кб.
Входимость: 1. Размер: 61кб.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Входимость: 1. Размер: 77кб.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Входимость: 1. Размер: 20кб.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Входимость: 1. Размер: 60кб.
Входимость: 1. Размер: 61кб.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Входимость: 1. Размер: 56кб.
Входимость: 1. Размер: 90кб.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Входимость: 1. Размер: 23кб.
Входимость: 1. Размер: 81кб.
Входимость: 1. Размер: 83кб.
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 8. Размер: 84кб.
Часть текста: работник Новокузнецкого краеведче-ского музея, Константин Александрович Воронин — а прошло, оказывается, столько лет… Довелось читать благодарственных записи посетителей музея, для которых трехчасовые экскурсии проводил 85-летний Воронин: «Готовы слушать еще столько же!» — пишут посети-тели. Потому что Воронин из тех редких людей, что родятся хранителями, исследователями, рассказчиками, — одним словом, музейщиками. Дар музейщика так же редок, как дар истинного поэта или художника. Можно приобрести так называемый «профессионализм» в любом деле, в том числе и в музейном, нельзя приобре-сти дар хранить память. Это дар — одним жестом, взглядом, выразительным словом перекиды-вать прочные мостики из «вчера» в «сегодня» и «завтра», в чем и состоит, собственно, одна из главных миссий музейщика. В адресе, который К. А. Воронин получил от томской общественности в день 85-летия, справедливо сказано, что личные встречи и беседы с ним всегда интересны и содержательны, справедливо также выражена уверенность, что он плодотворно завершит все задуманное по изучению и описанию истории своего края. Потому что — кто сказал, что Воронин ушел из жизни? Да, теперь он уже не является на работу к девяти утра; но — он не может не работать. Не рассказывать. Не воскрешать былого. Даже сейчас. Когда его нет среди нас. В Кузнецке стоит по сей день здание городского училища. Ему полтора века. В стенах его набирались ума и озорничали многие поколения, и каждое выдвигало достойные имена, кото-рые вошли в историю и тем самым прославили старое училище и свой родной край. В прошлом веке смотрителем «вольнодумного» училища, как уже сказано выше, состоял Ф. А. Булгаков. Два его сына — Вениамин и Валентин — в этом училище «набирались ума». Об этой поре написал впоследствии Вениамин Булгаков. Вот каким...
Входимость: 6. Размер: 88кб.
Часть текста: за 1860—1865 гг. появляется запись: «Чернышевский говорит, что он семинарист». Эта запись сделана под впечатлением статьи Чернышевского «Полемические красоты. Коллекция первая», где были такие слова: «... г-н Юркевич — профессор этой академии [Киевской духовной академии]. Я сам — семинарист». С этого момента «семинарист» пошел гулять по различным записям Достоевского: в записных тетрадях 1872—1875 гг. появляется запись: «Я обнаружу врага России — это семинарист», затем — в рабочих тетрадях 1875—1877 гг.: «Но может ли семинарист быть демократом, даже если б захотел того?» Мышление Достоевского начинает «вязнуть» в этой теме: «Это не слог М. М. Достоевского в обращении с людьми. Слово -ер-с он никогда не употреблял. Это не был подобострастный семинарист, начинающий делать карьеру, и наглый и бесстыдный, когда ее сделает» («Записная тетрадь 1876—1877 гг.»). И еще с десяток проклятий по адресу семинаристов. И, наконец, конкретный облик: «Н. Н. С<трахов>. Как критик очень похож на ту сваху у Пушкина в балладе "Жених", об которой говорится: Она сидит за пирогом И речь ведет обиняком. Пироги жизни наш критик очень любил и теперь служит в двух видных в литературном отношении местах, а в статьях своих говорил обиняком, по поводу, кружил кругом, не касаясь сердцевины. Литературная карьера дала ему 4-х читателей, я думаю, не больше, и жажду славы. Он сидит на мягком, кушать любит индеек, и не своих, а за чужим столом. В старости и достигнув двух мест, эти литераторы, столь ничего не сделавшие, начинают вдруг мечтать о своей славе и потому становятся необычно обидчивыми и взыскательными. Это придает уже вполне дурацкий вид, и еще немного, они...
Входимость: 6. Размер: 76кб.
Часть текста: пo cyщecтвy дeлa oн являeтcя и вeликим тpaгикoм. Этo выcтyпaeт c пoлнoй oчeвиднocтью пpи cцeничecкoй пocтaнoзкe eгo poмaнoв, ocoбeннo жe c тaкими cpeдcтвaми, кaк мocкoвcкoгo Xyдoжecтвeннoгo тeaтpa, кoтopый пocтaнoвкaми "Бpaтьeв Kapaмaзoвыx" и "Бecoв" coдeйcтвoвaл выявлeнию ликa тpaгикa в Достоевском. Чтo ecть тpaгeдия пo внyтpeннeмy cмыcлy? Kaк xyдoжecтвeннaя фopмa, oнa дoлжнa yдoвлeтвopять тpeбoвaниям, ycтaнoвляeмым литepaтypным кaнoнoм (кaкoвы, нaпpимep, apиcтoтeлeвcкoe eдинcтвo мecтa, вpeмeни и дeйcтвия); пo внyтpeннeмy жe cмыcлy xoд и paзвитиe тpaгeдии oпpeдeляeтcя нe чeлoвeкoм c eгo личнoй дpaмoй в eгo эмпиpичecкoй, бытoвoй, вpeмeннoй oбoлoчкe, нo нaдчeлoвeчecким, cвepxчeлoвeчecким (или, вepнee, нoyмeнaльнo-чeлoвeчecким) зaкoнoм, нeким бoжecтвeнным фaтyмoм, кoтopый ocyщecтвляeт cвoи пpигoвopы c нeoтвpaтимoй cилoй, Oн, этoт бoжecтвeнный зaкoн, и ecть пoдлинный гepoй тpaгeдии, oн pacкpывaeтcя в cвoeм знaчeнии Пpoвидeния в чeлoвeчecкoй жизни, вepшит нa зeмлe cвoй cтpaшный cyд и выпoлняeт cвoй пpигoвop. Coдepжaниe тpaгeдии ecть пoэтoмy внyтpeнняя зaкoнoмepнocть чeлoвeчecкoй жизни, ocyщecтвляющaяcя и pacкpывaющaяcя c пoлнoй oчeвиднocтью пpи вcякoй пoпыткe ee нapyшить, oтклoнитьcя oт ee opбиты. Oтcюдa -- вoзвышaющий, a вмecтe и ycтpaшaющий xapaктep тpaгeдии: и нeкaя выcшaя ...
Входимость: 4. Размер: 20кб.
Часть текста: По окончании курса в Тобольской семинарии в 1852 году был уволен с аттестатом первого разряда. Того же года 27 ноября рукоположен во священника Барнаульского ведомства к Овечкинской Николаевской церкви Преосвященным Афанасием, епископом Томским и Енисейским; того же года 22 декабря переведен согласно его прошению к Градокузнецкой Одигитриевской церкви. Грамоту и переводный указ имеет. С 1855 года 14 марта проходит должность градского депутата и увещателя. 31-го октября 1858 года награжден бронзовым наперстным крестом в память войны 1853 — 1856 годов. Указом Томской Духовной Консистории от 21 июня 1860 года за № 3844 по предложению Преосвященного Парфения, епископа Томского и Енисейского, за особенное усердие в проповедании Слова Божия, преподано Архипастырское благословение. Указом Томской Духовной Консистории от 28 октября 1860 года за № 6166 по предложению того же Преосвященного за отличное ревностное исполнение пастырских обязанностей преподано Архипастырское благословение....
Входимость: 4. Размер: 10кб.
Часть текста: совершенно свободным от социально-педагогических тенденций,-- не верю, такового не вижу и возможным ого не считаю. 2 Гениальнейшие наши писатели Достоевский и Толстой [насквозь] тенденциозны [и оба яростные проповедники] и там, где они стоят пред нами как художники 3 [в "Преступлении и наказании", "Бесах", в "Войне и мире", "Анне Карениной"]. Не представляю, как можно явлении жизни делить на два ряда, из коих один подлежит [только] ведению публицистики, другой -- "чистого" искусства. Любовь [и], голод, смерть, насилие над личностью, пошлость и невежество, -- темы, как Вы знаете, лежащие в основе величайших произведений литературы и в то же время это ежедневные темы публицистики. [Дело таланта, делю художника взять тему так или иначе] "Германия" Гейне -- разве не художественна? А "Сказка о золотом петушке" -- но тенденциозна? 4 А наиболее тенденциозным является "чистое" искусство, которое [в существе] и...
Входимость: 3. Размер: 33кб.
Часть текста: Федор Михайлович [1821—1881] — гениальный представитель литературного стиля, созданного городским мещанством в условиях разрушения сословно-крепостнического строя и нарождения капитализма. Р. в Москве в семье лекаря, Михаила Андреевича Достоевского, происходившего из духовного звания. Это была патриархально-мещанская семья дореформенного интеллигентного работника. В обстановке строгой семейной субординации, весьма умеренного материального достатка, покупаемого неустанным трудом и расчетливостью, среди вечных толков о бедности, от которой одно спасенье в знании и труде, протекли детские годы будущего писателя. Труженик-интеллигент, отец Достоевского стремится воспитать таких же работников интеллигентного труда в своих детях. С раннего детства их приучают к книге, внушают к ней любовь и уважение. 14-летним мальчиком Достоевский попадает в одно из лучших частных учебных заведений Москвы, пансион Чермака, по окончании которого [в 1837] отец отправляет его для продолжения образования в Петербург, в Главное инженерное училище. Тогдашний Петербург резко отличался от Москвы, где протекало детство Д. Москва все еще сохраняла патриархальный уклад, которого крепко держалась семья Д. Петербург был уже настоящим капиталистическим городом, ареной ожесточенной классовой борьбы, разрушавшей сословные перегородки, будоражившей человеческую психику соблазном карьеры и фортуны. Для молодого Д. началась тревожная жизнь. Бедный студент,...
Входимость: 3. Размер: 88кб.
Часть текста: Д. В. Аверкиева - II . Аграфена, юродивая, прототип Елизаветы Смердящей из "Братьев Карамазовых" - I . Айвазовский Иван Константинович (1817-1900), художник - II . Аксаков Иван Сергеевич (1823-1886), публицист и поэт; славянофил - I, II . Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859), писатель - I. "Записки ружейного охотника - I. "Записки об уженье рыбы" - I. Александр II (1818-1881) - I . Александров Михаил Александрович - II . "Из воспоминаний простого человека. Мой учитель" - II. Алена Фроловна, с 1822 г. няня в доме Достоевских - I . Алонкин Иван Максимович, купец, хозяин дома в Столярном переулке, где в 1866 г. жил Ф. М. Достоевский - II. Алневская Христина Даниловна (1843-1918) - II . Алчевский Алексей Кириллович, муж X. Д. Алчевской, банковский служащий - II . Альфонская Екатерина Алексеевна, жена Арк. А. Альфонского - I. Альфонский Алексей Аркадьевич, сын Арк. А. Альфонского, приятель А. М. Достоевского по пансиону Чермака - I . Альфонский Аркадий Алексеевич (1796-1869), врач Мариинской больницы - I. Амвросий (Алексей Иосифович Ключарев, 1821-1901) - архиепископ харьковский, духовный писатель, сотрудник "Московских ведомостей" М. Н. Каткова - II. Амвросий, старец из Оптиной пустыни, которого в 1878 г. посетил Ф. М. Достоевский - II. Анакреон (ок. 570-478 до н. э.), древнегреческий поэт - II . Анненков Иван Александрович (1802-1874), декабрист, член Северного общества, после отбывания срока каторжных работ жил в г. Тобольске - I. Анненков Павел Васильевич (1812-1887) - I, II . Анненкова Ольга Ивановна, дочь декабриста И. А. Анненкова - I, II. Анненкова, рожд. Полина Гебль, Прасковья Егоровна (1800-1876), жена декабриста И. А. Анненкова - II. Антонелли Петр Дмитриевич (1825-?), агент III Отделения, с марта 1847 г. посещавший "пятницы" Петрашевского - I. Аракчеев Алексей Андреевич (1769-1834), военный министр при Александре I - I. Аристов, заключенный в...
Входимость: 3. Размер: 60кб.
Часть текста: у ней по пятницам, когда кое-кто у ней бывает,-- но я в эту осень и зиму ни разу не попал, хотя она живет теперь от моей квартиры на расстоянии пяти минут тихого хода; все крайне недосужно, и вечерами я работаю, и в праздники часто 1 . У А. Н. Плещеева я обещал обедать праздниками, но пока это не удалось,-- увижусь, передам от тебя поклон <...> У нас с новым годом грызня в литературе и помойизливание не умягчились. Нынче ел (т. е. обедал) в трактире с двумя пишущими, из которых один сообщает другому 2 : "Вчера, говорит, был у М. Е. Щедрина -- вот и великий талант; как человек, к прискорбию, разлагается, целый вечер все ругал то Тургенева, то Достоевского. Тургенева называл французиком из Бордо и собирается его, говорит, продернуть в сатире; Н. Михайловский и Елисеев тут сидели и только ему поддакивали, считая это разумным. Сообщил нам, благодаря кому были овации Тургеневу в С. -Петербурге, -- Стасюлевич, говорит, объездил всех дам и подбил на эти овации, а этот наш офранцузившийся росс вообразил и невесть что,-- и пошел, и пошел... Достоевского поносил и блаженненьким и юродивым, и так, говорю, целый вечер... Тяжело было слушать". И мне сделалось скверно на душе, слушая это, и я не доел обеда своего, и ушел, купил по дороге новогодний номер "Нового времени", пришел, читаю поэму в стихах...
Входимость: 3. Размер: 31кб.
Часть текста: N 60. 3. Ар-ев И. Из воспоминаний о Федоре Михайловиче Достоевском. - "Петербургский листок", 1881, 31 января, N 22. 4. Абельдяев В. Памяти Достоевского. - "Московские ведомости", 1891, 29 января, N 29. 5. Аксаков И. С. [Примечание к речи А. Н. Майкова, прочитанной О. Ф. Миллером на торжественном общем собрании с. -петербургского славянского Благотворительного общества 14 февраля 1881 г.]. - "Русь", 1881, 14 марта, N 18, стр. 15. 6. Аксаков И. С. Письмо о московских праздниках по поводу открытия памятника Пушкину (1880). - "Русский архив", 1891, N 2, стр. 93-98. 7. Александров А. Федор Михайлович Достоевский (страничка воспоминаний). - "Светоч и дневник писателя", 1913, N 1, стр. 53-56. 8. Александров М. А. Ф. М. Достоевский в воспоминаниях типографского наборщика в 1872-1881 годах. - "Русская старина", 1892, N 4, стр. 117-207; N 5, стр. 293-336. 9. Алчевская X . Д. Передуманное и пережитое. Дневники, письма, воспоминания, М. 1912, стр. 73-81. 10. Анненков П. В. Замечательное десятилетие. - В кн.: Анненков П. В., Литературные воспоминания, Гослитиздат, М. 1960, стр. 282-284 (Серия литер. мемуаров). 11. Анненский И. Ф. Ф. М. Достоевский, Казань, 1906, стр. 3-4. 12. Антэй [Г. М. Редер]. День. - "Вечер", 1908, 7 июня, N 5. 13. Арепьев Н. На похоронах Некрасова (Отрывок из старого дневника). - "Вестник литературы", 1921, N 12, стр. 7. 14. Ахшарумов Д. Д. Из моих воспоминаний (1849-1851),: СПб. 1905, стр. 100-113. 15. Б. Г - в [Б. Г. Герасимов]. Ф. М. Достоевский в Семипалатинске. - "Сибирские огни", 1926, N 3, стр. 135-136. 16. Барсукова А. Письмо о Пушкинской речи Достоевского (Москва, 10 июня 1880 г.). - В кн.: "Звенья", т. I, М. - Л. 1932, стр. 478-481. 17. Белоусов И. А. Литературная среда. Воспоминания 1880-1928. - "Никитинские субботники", М. 1928, стр. 6. 18. Боборыкин П. Д. За полвека (Мои воспоминания). Ред. предисл. и...
Входимость: 3. Размер: 89кб.
Часть текста: больших сложных романов, предельно насыщенных психологически и фабульно. В творчестве Короленко преобладает жанр очерка, рассказа, повести, сравнительно простых по сюжетам и структуре образов. Достоевского отличают болезненные изломы, бросающийся в глаза дисгармонией, запутанность переживаний и страстей. Весь склад личности Короленко характеризуется редчайшим душевным здоровьем, цельностью, обаятельной гармонией, отразившейся и в его созданиях. Достоевский -- в постоянных метаньях, столкновениях крайностей, он, по выражению Л. Толстого, "весь борьба". Короленко, несмотря на то, что и он прошел непростой путь становления взглядов, свойственна внутренняя устойчивость, непоколебимая твердость основ сложившегося мировоззрения, он всегда и во всем верен себе. В произведениях Достоевского господствует трагическое начало, нередко звучат пессимистические ноты. Печать светлого и глубокого оптимизма лежит на всем творчестве Короленко. В романах Достоевского нашел себе яркое воплощение урбанизм -- городская стихия. Короленко известен как большой мастер пейзажа, насыщавший свои произведения тонкими и лиричными описаниями "пустынных мест". Вместе с тем идейные и творческие соприкосновения Короленко с Достоевским не подлежат сомнению. Достоевский, наряду с другими великими русскими писателями, ощутимо вошел в идейную и творческую биографию Короленко. Однако тема "Короленко и Достоевский" в дореволюционном и советском литературоведении едва задета. В старом литературоведении настойчиво сближал Короленко с Достоевским Ф. Д. Батюшков, автор целого ряда работ о Короленко, хорошо знавший писателя и лично. В статье "В. Г. Короленко", написанной в 1903 г., но опубликованной посмертно в 1922 г., Ф. Д. Батюшков прямо утверждал: Достоевский "имел огромное влияние" на ...