Поиск по творчеству и критике
Cлово "1920"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Тихомиров Б. Н. (Санкт-Петербург). Загадка исчезнувших рукописей "Братьев Карамазовых" (факты и гипотезы)
Входимость: 26. Размер: 90кб.
2. Достоевский в Германии - обзор В. В. Дудкина и К. М. Азадовского. V. Экспрессионизм и "проблема жизни"
Входимость: 9. Размер: 84кб.
3. Иванов-Разумник Р. В.: Достоевский, К. Леонтьев и идея всемирной революции
Входимость: 6. Размер: 32кб.
4. Орнатская Т. И.: К истории утраты рукописей романа "Братья Карамазовы"
Входимость: 5. Размер: 40кб.
5. Достоевский в Германии - обзор В. В. Дудкина и К. М. Азадовского. VII. Заключение
Входимость: 4. Размер: 20кб.
6. А. Г. Достоевская. Воспоминания. Примечания
Входимость: 3. Размер: 194кб.
7. Достоевский в Германии - обзор В. В. Дудкина и К. М. Азадовского. IV. Неоромантизм. Легенда о "русской душе"
Входимость: 3. Размер: 61кб.
8. Кушникова М., Тогулев В.: Кузнецкий венец Федора Достоевского. Глава шестая. Толкователи. Страница 1
Входимость: 3. Размер: 53кб.
9. Достоевский в Германии - обзор В. В. Дудкина и К. М. Азадовского. VI. Достоевский в социал-демократической и рабочей печати
Входимость: 2. Размер: 43кб.
10. Чулков Г. И.: Достоевский и судьба России
Входимость: 2. Размер: 81кб.
11. Ломов В. М.: 100 великих романов. Роже Мартен дю Гар: "Семья Тибо"
Входимость: 2. Размер: 11кб.
12. Ломов В. М.: 100 великих романов. Алексей Николаевич Толстой: "Хождение по мукам"
Входимость: 2. Размер: 12кб.
13. Достоевская Л. Ф.: Об отце - публикация С. В. Белова, перевод с немецкого Е. С. Кибардиной
Входимость: 2. Размер: 71кб.
14. Ломов В. М.: 100 великих романов. Рэй Дуглас Брэдбери: "451° по Фаренгейту"
Входимость: 2. Размер: 11кб.
15. Иванов-Разумник Р. В.: Достоевский, К. Леонтьев и идея всемирной революции. Примечания
Входимость: 2. Размер: 34кб.
16. Ломов В. М.: 100 великих романов. Френсис Скотт Фицджеральд: "Великий Гэтсби"
Входимость: 2. Размер: 11кб.
17. Кушникова М., Тогулев В.: Кузнецкий венец Федора Достоевского. Глава пятая. Потомки
Входимость: 2. Размер: 81кб.
18. Достоевский на французской сцене - обзор Н. Л. Сухачева
Входимость: 2. Размер: 81кб.
19. А. Г. Достоевская. Воспоминания. Указатель личных имен
Входимость: 2. Размер: 45кб.
20. Перцов П.П. Литературные афоризмы
Входимость: 1. Размер: 5кб.
21. Ф. М. Достоевский - А. Г. Достоевской. 17 апреля 1870
Входимость: 1. Размер: 7кб.
22. Семёнов А.Н., Семёнова В.В.: Концепт средства массовой информации в структуре художественного текста. Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг)
Входимость: 1. Размер: 33кб.
23. Волгин И.: "... Но буду известен будущему" (о 190-летии Ф. М. Достоевского)
Входимость: 1. Размер: 9кб.
24. Библиография работ, посвященных роману "Братья Карамазовы" , за последние четыре десятилетия. Составитель Т. А. Касаткина
Входимость: 1. Размер: 114кб.
25. Померанц Г.: Открытость бездне. Встречи с Достоевским. Примечания
Входимость: 1. Размер: 28кб.
26. Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского 1821-1881гг. 1878 г. Страница 3
Входимость: 1. Размер: 53кб.
27. Ломов В. М.: 100 великих романов. Михаил Александрович Шолохов: "Тихий Дон"
Входимость: 1. Размер: 13кб.
28. Кушникова М., Тогулев В.: Кузнецкий венец Федора Достоевского. Глава шестая. Толкователи. Страница 4
Входимость: 1. Размер: 41кб.
29. Фокин П.: Достоевский без глянца (ознакомительный фрагмент). Облик
Входимость: 1. Размер: 17кб.
30. Ломов В. М.: 100 великих романов. Джеймс Джойс: "Улисс"
Входимость: 1. Размер: 10кб.
31. Белов С.: Достоевский в изображении его дочери (главы воспоминаний Л. Ф. Достоевской)
Входимость: 1. Размер: 46кб.
32. Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского 1821-1881гг. 1864 г. Страница 2
Входимость: 1. Размер: 54кб.
33. Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского 1821-1881гг. От редакции
Входимость: 1. Размер: 20кб.
34. Другие редакции и незаконченные произведения. Фрагменты "Дневника писателя" - публикация И. Л. Волгина
Входимость: 1. Размер: 81кб.
35. Сборник статей. Роман Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы". Сведения об авторах
Входимость: 1. Размер: 16кб.
36. Игорь Волгин. Сага о Достоевских. Часть I. Глава 2. Eheu!
Входимость: 1. Размер: 77кб.
37. Ломов В. М.: 100 великих романов. Маргарет Митчелл: "Унесенные ветром"
Входимость: 1. Размер: 11кб.
38. Семёнов А.Н., Семёнова В.В.: Концепт средства массовой информации в структуре художественного текста. Аркадий Тимофеевич Аверченко
Входимость: 1. Размер: 68кб.
39. Игорь Волгин. Сага о Достоевских. Часть I. Глава 4. Братья и сестры
Входимость: 1. Размер: 38кб.
40. Тынянов Ю. Н.: Достоевский и Гоголь (К теории пародии)
Входимость: 1. Размер: 119кб.
41. Ломов В. М.: 100 великих романов. Марсель Пруст: "Содом и Гоморра"
Входимость: 1. Размер: 11кб.
42. Луначарский А.: О "Многоголосности" Достоевского
Входимость: 1. Размер: 66кб.
43. Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников. Достоевская А. Г.: Из "Воспоминаний". Примечания
Входимость: 1. Размер: 23кб.
44. Ломов В. М.: 100 великих романов. Джон Голсуорси: "Собственник", "Последнее лето Форсайта"
Входимость: 1. Размер: 10кб.
45. Лосский Н.О.: Достоевский и его христианское миропонимание. Часть II. Глава IX. Социализм
Входимость: 1. Размер: 26кб.
46. Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников. Указатель личных имен и названий периодической печати
Входимость: 1. Размер: 88кб.
47. Достоевский Ф. М. - Головиной Л. В., 23 июля (4 августа) 1876
Входимость: 1. Размер: 25кб.
48. Кушникова М., Тогулев В.: Кузнецкий венец Федора Достоевского. Глава шестая. Толкователи. Страница 6
Входимость: 1. Размер: 57кб.
49. Ф. М. Достоевский - А. Г. Достоевской. 31 мая 1880
Входимость: 1. Размер: 5кб.
50. Ломов В. М.: 100 великих романов. Ганс Якоб Кристоф фон Гриммельсгаузен: "Затейливый Симплиций Симплициссимус"
Входимость: 1. Размер: 9кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Тихомиров Б. Н. (Санкт-Петербург). Загадка исчезнувших рукописей "Братьев Карамазовых" (факты и гипотезы)
Входимость: 26. Размер: 90кб.
Часть текста: "Братьев Карамазовых" (факты и гипотезы) Б. Н. Тихомиров ЗАГАДКА ИСЧЕЗНУВШИХ РУКОПИСЕЙ "БРАТЬЕВ КАРАМАЗОВЫХ" (факты и гипотезы) Известно, что до 1917 г. в богатейшем собрании автографов Ф. М. Достоевского, бережно сохраняемых его вдовой Анной Григорьевной, наряду с творческими материалами романов "Преступление и наказание", "Идиот", "Бесы", "Подросток" и других произведений также находились и рукописи "Братьев Карамазовых" - черновая, в одном переплетенном томе, содержащем подготовительные материалы к роману, и беловая -разделенная на два тома, общим объемом свыше 900 страниц 1 . После революции судьба большинства творческих рукописей Достоевского сложилась непросто, но в конечном счете более или менее благополучно, и сейчас почти все они находятся в государственных хранилищах: в Российском государственном архиве литературы и искусства, в рукописном отделе Российской государственной библиотеки в Москве и в Пушкинском Доме в Петербурге. Но вот местонахождение рукописей "Братьев Карамазовых" на протяжении более 85 лет остается одной из наиболее волнующих загадок, тревожащих умы исследователей наследия великого писателя. Время от времени появляются отдельные публикации, сообщаются разрозненные факты, высказываются более или менее аргументированные гипотезы 2 . Но - куда сгинули бесценные автографы в водовороте революционных событий, определенно сегодня не может сказать никто. Тайна...
2. Достоевский в Германии - обзор В. В. Дудкина и К. М. Азадовского. V. Экспрессионизм и "проблема жизни"
Входимость: 9. Размер: 84кб.
Часть текста: революция 1905 года, за ходом которой немецкая интеллигенция следила с напряженным вниманием, во многом поколебала веру в устойчивость и незыблемость буржуазного мира. С начала первой мировой войны (предощущение которой "носилось в воздухе" в Германии задолго до 1914 г.) от этой веры не остается и следа. Кульминационными точками "экспрессивной" эпохи были Великая Октябрьская социалистическая революция и последовавшая за ней революция в Германии. "Экспрессионизм,-- подытоживает советский исследователь Н. С. Павлова,-- был художественным выражением смятенного сознания немецкой интеллигенции в период мировой войны и революционных потрясений" 346 . Как важнейший признак экспрессионизма, А. В. Луначарский подчеркивал "его ярко выраженную антибуржуазность" 347 . Экспрессионисты начисто отрицали все буржуазные формы жизни. Разумеется, их бунт был, в первую очередь, адресован буржуазному человеку -- рациональному, холодному, бездушному и жестокому. Неприятие буржуазного общества выражается в искусстве экспрессионизма как борьба "старого" и "нового", как столкновение молодого поколения со старшим. Конфликт "отцов и детей" -- один из излюбленных мотивов экспрессионистической драматургии и прозы. Эпоха, породившая движение экспрессионизма, характеризовалась крушением старого мира и рождением нового. И потому любые искания экспрессионистов пронизывает...
3. Иванов-Разумник Р. В.: Достоевский, К. Леонтьев и идея всемирной революции
Входимость: 6. Размер: 32кб.
Часть текста: до 1924 года включительно. 1 Среди членов-учредителей "Вольфилы" -- Иванов-Разумник, Андрей Белый, А. Блок, Конст. Эрберг, В. Э. Мейерхольд, Е. Г. Лундберг, А. З. Штейнберг, К. С. Петров-Водкин и др.; все в той или иной мере были выразителями "скифских" идейных умонастроений и отношения к революции как к прообразу и предвестию глобального, мирового духовного преображения. Председателем совета Ассоциации был избран Андрей Белый, 2 товарищем председателя -- Иванов-Разумник (псевдоним Разумника Васильевича Иванова; 1878--1946), выдающийся критик, публицист, историк литературы, один из наиболее активных и влиятельных участников литературного процесса 1910-х годов. Иванов-Разумник на деле был не только основным инициатором "Вольфилы", но и фактически ее бессменным руководителем и постоянным участником заседаний. "По натуре он был -- деятель, организатор, человек упорный, со стремительной волей", -- писал об Иванове-Разумнике А. З. Штейнберг; 3 эти качества в полной мере проявились на...
4. Орнатская Т. И.: К истории утраты рукописей романа "Братья Карамазовы"
Входимость: 5. Размер: 40кб.
Часть текста: урон архив писателя понес из-за его отъезда за границу в 1867 г. Собираясь уезжать на неопределенное время, Достоевский оставил рукописи на хранение родственникам M. M. Достоевского. По возвращении его оказалось, что эти рукописи пропали и лишь спустя какое-то время часть их нашлась. 3 Остальная же, очевидно, утрачена безвозвратно, хотя кое-какие "всплывавшие" время от времени автографы позволяют надеяться на появление хотя бы еще какой-то части их. А. Г. Достоевская рассказала об уничтожении еще одной части архива перед возвращением семьи Достоевского летом 1871 г. из-за границы. 4 В результате всех утих коллизий не сохранились основные автографы "Идиота" (известны только подготовительные материалы к первоначальной неосуществленной редакции романа и подготовительные материалы ко 2-й, 3-й и 4-й частям его окончательной редакции), "Вечного мужа" (известны лишь подготовительные материалы, планы и наброски), "Бесов" (сохранились подготовительные материалы, незначительная часть черновых набросков к частям второй, третьей и черновые автографы начала главы первой и конца второй третьей частей) и "Подростка" (известны подготовительные материалы к нему и частично черновые автографы второй и третьей части). 5 Значительная часть ныне утраченных автографов этого периода существовала до 1918 г. и даже считалась принадлежавшей по завещанию вдовы писателя петербургскому и московскому Музеям Ф. М. Достоевского. Среди последних в это время фигурировала и полная рукопись романа "Братья Карамазовы", из которой на сегодняшний день известны лишь отдельные черновые наброски и наборная рукопись начала и конца главы IX Девятой книги. Сохранившиеся рукописные материалы к "Братьям Карамазовым" представляют собою конгломерат разрозненных черновых набросков к отдельным главам разных книг романа. Все эти материалы сохранились потому, что в свое...
5. Достоевский в Германии - обзор В. В. Дудкина и К. М. Азадовского. VII. Заключение
Входимость: 4. Размер: 20кб.
Часть текста: драматизма" 442 . Именно этот год следует считать переломным для восприятия Достоевского в Германии. Известность русского писателя достигает апогея и перерастает в культ. Число монографий, статей, исследований о Достоевском резко увеличивается. Многие литераторы, уже писавшие о Достоевском ранее (Л. Андреас-Саломе, Ю. Баб, Г. Бар, Я. Вассерман, Я. Ю. Давид), вновь делятся с читателями своими мыслями о нем; другие же (К. Оссецкий, Р. Шаукаль, Р. Шикеле) высказываются теперь о нем впервые. Создается впечатление, что в Германии, охваченной после войны тяжелейшим экономическим и духовным кризисом, Достоевский на какое-то время становится властителем дум. "1921 год обозначает апогей того странного и поучительного явления, которое можно назвать "инфляцией Достоевского" и которое отнюдь не случайно совпало с послевоенной инфляцией немецких денег",-- отмечает С. Лаве. Годами "инфляции Достоевского" исследовательница считает 1920--1925 гг. "Инфляция Достоевского достигает своей высшей точки в 1921 г. Собрания его сочинений выходят в 25 томах, а число переводов, изданных отдельными книгами, достигает гигантской цифры -- 68. Если же взглянуть на тиражи, то количество экземпляров в обеих группах вырастает с 53 000 в предыдущем году до 203 000! 1921 год характеризуется также тем, что появляются 7 первых антологий (в последующие годы их издается меньше); кроме того, в Германию проникают первые тома русских изданий Достоевского (8 томов общим тиражом 98 000). Этот год дает также большое число работ о самом Достоевском (6 монографий общим тиражом 8 000), которое оказывается превзойденным лишь в 1925 г. (6...
6. А. Г. Достоевская. Воспоминания. Примечания
Входимость: 3. Размер: 194кб.
Часть текста: -Л. 1925. В книгу вошло все, что было связано с жизнью Достоевского, а также два самостоятельных отрывка - "Ответ Стрехову" и "Воспоминатели". Несколько раньше, в 1923 году было опубликовано и другое мемуарное произведение А. Г. Достоевской - ее "Дневник". Воспоминания и дневник 1867 года, изданные в 20-е годы, сразу же стали большим литературным событием. Они были переведены на основные европейские языки - и с тех пор неизменно привлекаются советскими и зарубежными исследователями творчества Достоевского как первостепенной важности материал для изучения жизни и творчества писателя. Однако недостатком первого издания "Воспоминаний" являлось отсутствие в нем настоящего научного и справочного аппарата, историко-литературного комментария, столь существенного для книг мемуарного характера. Мемуары Анны Григорьевны давно уже библиографическая редкость. Публикация отрывков из них в двухтомном издании "Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников" (1964) возвратила читателю избранные страницы книг А. Г. Достоевской и вместе с тем еще раз подчеркнула необходимость переиздания мемуаров в возможно более полном виде. В настоящем издании "Воспоминаний", как и в первом издания (1925), полностью печатаются главы, непосредственно относящиеся к жизни Достоевского (начиная с 1866 по 1881 г.). В книгу включены также наиболее интересные главы, относящиеся к периоду до 1866 года (до встречи Анны...
7. Достоевский в Германии - обзор В. В. Дудкина и К. М. Азадовского. IV. Неоромантизм. Легенда о "русской душе"
Входимость: 3. Размер: 61кб.
Часть текста: течений, питая, в частности, модернистские тенденции в немецком искусстве. Но преемственность все же сохраняется. Умонастроения нового литературного поколения также порождены неприятием современной буржуазной действительности. Однако, утратив социальный оптимизм своих предшественников, немецкие модернисты отходят от современности, противопоставляя ей свой фантастический идеальный мир. Отсюда возникает дуализм мечты и действительности и одновременно стремление преодолеть его в некой гармонии. На почве этих исканий в Германии возрождается романтическое мироощущение. Актуальным становится Ницше, которого объявляют "философом неоромантики" 292 . Первый номер неоромантического журнала "Pan" (1895) 293 открывается притчей из "Заратустры" Ницше и "Гимном к ночи" Новалиса. Как в романтизме, так и в Ницше неоромантиков привлекает пафос иррационализма. Через иррациональное стремятся они примирить противоречия современного человека, обрести цельность, вернуться к истокам бытия. Поиски гармонии приводят их к романтизму, к романтически-мистическому "всемирному чувству". Но если у ранних немецких романтиков это -- пантеистическое чувство, направленное вовне, то у неоромантиков центр тяжести переносится вовнутрь -- в духовный мир человеческой личности. Воинствующий индивидуализм -- характерная черта немецкого неоромантизма. Человек делает себя богом для того, чтобы обрести свободу. Следует отметить, что религиозность неоромантиков не имеет ничего общего с христианством, которое они решительно отвергали. Их религиозность -- это мистическое чувство любви к своему первозданному "я", это обожествление в самом себе природы, которая воплощается у неоромантиков в иррациональной душе. Душа вырастает до космических масштабов и объемлет все противоречия: противоречия природы и духа, инстинкта и разума, долга и воли. Тем самым эти противоречия устраняются, сливаясь в новую...
8. Кушникова М., Тогулев В.: Кузнецкий венец Федора Достоевского. Глава шестая. Толкователи. Страница 1
Входимость: 3. Размер: 53кб.
Часть текста: Взгляды исследователей практически не разнятся и следуют в одном чётко выверенном направлении: Достоевский, де, на заключительном этапе творчества – писатель реакционный, вполне уживающийся «с общественно-политическим строем», и проповедующий идею «христианского смирения». На местном уровне, пожалуй, о «кузнецком венце» более всего в эти поры писал Владимир Шемелёв. В 1935г. он подготовил (но не опубликовал) статью «Ссылка Ф. М. Достоевского в Сибирь и его поездка в Кузнецк». Автор хорошо знаком с известными публикациями упомянутого выше Бориса Герасимова… Читаем: «Кузнецкие краеведы в погоне за местными достопримечательностями создали легенду о длительном пребывании Достоевского в Кузнецке. Здесь показывали и «домик Достоевского», и камеру в крепостной тюрьме, где он якобы отбывал каторгу. Его именем названа главная улица в городе. Эта легенда пошла гулять по страницам сибирских газет и журналов».[ 1 ] «На его месте теперь пустырь…» Усомнившись, - вслед за известными выступлениями Б. Герасимова, - в «факте» отбывания Достоевским срока в Кузнецке, Шемелёв, однако же, перечёркивает и вполне верную, по сути, информацию, что в означенном городе действительно сохранился домик, где Ф. М. останавливался. В своём...
9. Достоевский в Германии - обзор В. В. Дудкина и К. М. Азадовского. VI. Достоевский в социал-демократической и рабочей печати
Входимость: 2. Размер: 43кб.
Часть текста: направлением" 41 1 . В обстановке обострившихся классовых противоречий 80--90-х годов значительно возрастает и роль литературы как важного идеологического оружия в освободительной борьбе пролетариата. В ходе классовой борьбы на идеологическом фронте зарождалась и формировалась эстетическая мысль немецкой социал-демократии. Выдающимся ее представителем в конце XIX в. был Франц-Меринг. В основу эстетических воззрений Меринга легло марксистское положение о социальной природе искусства, о том, что "литературно-художественное творчество определяется, в конечном счете, борьбой <...> народов за свое экономическое развитие" 412 . Меринг решительно отвергает тезис идеалистической эстетики о так называемом "чистом искусстве". "Писатели и художники не падают с неба и не витают в облаках,-- утверждает он, -- напротив, они живут в самой гуще классовых боев своего народа и своего времени". Отсюда вытекает другое важнейшее положение социал-демократической эстетики -- положение о классовом характере искусства. Как отмечает Меринг, влияние классовых боев "на отдельные умы проявляется очень различно, но остаться в стороне от них не может никто". Рассматривая с этих позиций немецкую классическую литературу, критик-марксист приходит к выводу о том, что она является "отражением борьбы немецкого бюргерства за свое освобождение". Классовым принципом руководствуется Меринг в оценках и современной ему немецкой литературы -- натурализма, где он различает "отсвет, который бросает на искусство все сильнее разгорающееся пламя рабочего движения". Известно, что в 80-е годы наиболее...
10. Чулков Г. И.: Достоевский и судьба России
Входимость: 2. Размер: 81кб.
Часть текста: (М: Сов. писатель, 1939. Сер. "Творческий опыт классиков"), вышедшего уже после смерти автора, 2 -- таковы хронологические рамки чулковских "штудий". Между этими крайними точками -- полоса многолетних занятий и углубленного внимания к наследию великого писателя: публицистика пореволюционных лет, лекции в Вольной Академии духовной культуры, деятельность на посту председателя комиссии по изучению творчества Достоевского при Государственной Академии художественных наук, работа над беллетристическими произведениями, основанными на архивных разысканиях. 3 "Сопутник Достоевского глубин" -- так определила одну из сторон духовных устремлений Чулкова поэтесса Ольга Мочалова в стихотворении, посвященном его памяти. 4 Восприятие идеологии Достоевского было глубинным образом связано с эволюцией миросозерцания писателя-символиста. Первоначальный этап -- "мистико-анархический" -- прошел под знаком "неприятия мира". Революционная атмосфера 1905 года, в которой надежды на социальные перемены сменялись страхом перед непросветленной "стихией" бунта, задала определенную парадигму прочтения Достоевского. Именно его Чулков вслед за Вяч. Ивановым считает провозвестником идеи мистического анархизма. В подтверждение намечаемой им линии идейной преемственности Чулков приводит слова Ивана Карамазова: "Итак, принимаю Бога и не только с охотой, но, мало того, принимаю и премудрость Его <...> Я не Бога не принимаю, <...> я мира Им созданного, мира-то Божьего не принимаю и не могу согласиться принять". 5 Здесь, по мнению Чулкова, Достоевский формулирует мистико-анархическую идею "неприятия мира" как проблему "последнего освобождения" личности...