Поиск по творчеству и критике
Cлово "1929"
Входимость: 8. Размер: 119кб.
Входимость: 8. Размер: 56кб.
Входимость: 6. Размер: 68кб.
Входимость: 5. Размер: 33кб.
Входимость: 5. Размер: 31кб.
Входимость: 4. Размер: 13кб.
Входимость: 4. Размер: 70кб.
Входимость: 4. Размер: 41кб.
Входимость: 4. Размер: 120кб.
Входимость: 3. Размер: 41кб.
Входимость: 3. Размер: 32кб.
Входимость: 3. Размер: 125кб.
Входимость: 3. Размер: 90кб.
Входимость: 3. Размер: 66кб.
Входимость: 3. Размер: 7кб.
Входимость: 3. Размер: 194кб.
Входимость: 3. Размер: 86кб.
Входимость: 2. Размер: 48кб.
Входимость: 2. Размер: 51кб.
Входимость: 2. Размер: 81кб.
Входимость: 2. Размер: 36кб.
Входимость: 2. Размер: 39кб.
Входимость: 2. Размер: 84кб.
Входимость: 2. Размер: 80кб.
Входимость: 2. Размер: 60кб.
Входимость: 2. Размер: 56кб.
Входимость: 2. Размер: 28кб.
Входимость: 2. Размер: 10кб.
Входимость: 1. Размер: 49кб.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Входимость: 1. Размер: 45кб.
Входимость: 1. Размер: 27кб.
Входимость: 1. Размер: 50кб.
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Входимость: 1. Размер: 97кб.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Входимость: 1. Размер: 88кб.
Входимость: 1. Размер: 61кб.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Входимость: 1. Размер: 174кб.
Входимость: 1. Размер: 72кб.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 8. Размер: 119кб.
Часть текста: обычно представляют некоторую прямую линию, соединяющую младшего представителя известной литературной ветви со старшим. Между тем дело много сложнее. Нет продолжения прямой линии, есть скорее отправление, отталкивание от известной точки -- борьба. А по отношению к представителям другой ветви, другой традиции такой борьбы нет: их просто обходят, отрицая или преклоняясь, с ними борются одним фактом своего существования. Такова была именно молчаливая борьба почти всей русской литературы XIX века с Пушкиным, обход его, при явном преклонении перед ним. Идя от "старшей", державинской "линии", Тютчев ничем не вспомнил о своем предке, охотно и официально прославляя Пушкина 1 . Так преклонялся перед Пушкиным и Достоевский. Он даже не прочь назвать Пушкина своим родоначальником; явно не считаясь с фактами, уже указанными к тому времени критикой, он утверждает, что "плеяда" 60-х годов вышла именно из Пушкина *. * "Дневник писателя за 1877 г.", стр. 187. Между тем современники охотно усмотрели в нем прямого преемника Гоголя. Некрасов говорит Белинскому о "новом Гоголе" 2 , Белинский называет Гоголя "отцом Достоевского" 3 , даже до сидящего в Калуге Ив. Аксакова донеслась весть о "новом Гоголе" 4 . Требовалась смена, а смену мыслили как прямую, "линейную" преемственность. Лишь отдельные голоса говорили о борьбе. (Плетнев: "гоняется за Гоголем"; "хотел уничтожить Гоголевы "Записки сумасшедшего" -- "Двойником"") 5 . И только в 80-х годах Страхов решился заговорить о том, что Достоевский с самого начала его деятельности давал "поправку...
Входимость: 8. Размер: 56кб.
Часть текста: психолога. В это слово «психолог» вкладывают то содержание, что Достоевский–де необыкновенно тонко знал человеческую душу и умел изобразить внутреннее состояние человека или различное содержание его сознания, различные процессы в его сознании с необыкновенной прозорливостью, причем тут же предполагается само собой разумеющимся, что человеческая душа действительно потемки, что в ней совершается много иррационального, странного, таинственного и что именно Достоевский все эти причудливые стороны человеческой психики великолепно понимал и умел их делать доступными нашему восприятию путем их художественного воспроизведения. Мережковский, сам крупный писатель, неплохой критик, окрестил Достоевского «тайновидцем духа» и противопоставил ему Толстого как «тайновидца плоти» 1 . Это тем более должно казаться странным, что Толстой представляет в свою очередь одного из величайших писателей–психологов, и если некоторые из вас следят за современнейшей нашей критической литературой, то, вероятно, обратили внимание, что как раз совсем недавно те наши молодые пролетарские писатели, которые стараются определить главенствующий стиль пролетарской литературы для ближайшего времени как психологический реализм, выдвигают Толстого в качестве своего образца и учителя. 2 И вот всего на этих днях разразилась по этому поводу стычка, которая, быть может, превратится в широкую полемику. Припомнили, что Чернышевский, великий предшественник нашего научного социализма, говоря о Толстом, как раз отметил прежде всего его умение изображать человеческое сознание в развитии, в противоречиях, не брать характер человека и даже какой–нибудь один момент как нечто статическое и устойчивое, а всегда относиться к нему как к текущему процессу. 3 Плеханов в свое время эту характеристику Толстого как писателя, умеющего дать человеческое сознание в его процессуальном развитии, в его активности, в его диалектике, назвал необычайно...
Входимость: 6. Размер: 68кб.
Часть текста: — в 1903 году и в июле 1917 года. В промежутке отдал дань богостроительству и позитивизму, за что подвергся острой критике со стороны своего знаменитого соратника — В. И. Ленина. В советскую эпоху в основном считался марксистом, хотя и далеко не всегда умещался в тесных рамках марксистской ортодоксии (тогда писали о его ошибках и заблуждениях). Блестящий знаток русского и западноевропейского искусства (всех его видов), он преодолевал в себе «противоречия эпохи», будучи верным рыцарем Муз. Ум и чувства Луначарского-искусствоведа и литератора всегда брали верх над пристрастиями и принципами Луначарского-политика, как только он погружался в творческую атмосферу — в мир слов, красок, линий, звуков, движений (как известно, слабостью Анатолия Васильевича был балет)… В настоящей статье речь пойдет о работах Луначарского, посвященных Ф. М. Достоевскому и одному из его исследователей — М. М. Бахтину. Причем читатель не найдет здесь модного ныне разоблачительного пафоса по отношению к "марксисту-ленинцу" Луначарскому. Настоящий русский интеллигент, энциклопедически образованный ученый и писатель, Луначарский заслуживает того, чтобы взглянуть на него спокойно, объективно, в сугубо историческом ракурсе. И чтобы эта позиция стала ясна до конца, вспомним строки из стихотворения Евдокии Ростопчиной: Я не ищу коварным наущеньем Сословье на сословье подстрекнуть, Я не хочу мистическим любленьем И ханжеством пред светом прихвастнуть; К разбойникам я не стремлюсь с объятьем, Разврату в дань хвалы не приношу, Я прах отца не...
Входимость: 5. Размер: 33кб.
Часть текста: среди вечных толков о бедности, от которой одно спасенье в знании и труде, протекли детские годы будущего писателя. Труженик-интеллигент, отец Достоевского стремится воспитать таких же работников интеллигентного труда в своих детях. С раннего детства их приучают к книге, внушают к ней любовь и уважение. 14-летним мальчиком Достоевский попадает в одно из лучших частных учебных заведений Москвы, пансион Чермака, по окончании которого [в 1837] отец отправляет его для продолжения образования в Петербург, в Главное инженерное училище. Тогдашний Петербург резко отличался от Москвы, где протекало детство Д. Москва все еще сохраняла патриархальный уклад, которого крепко держалась семья Д. Петербург был уже настоящим капиталистическим городом, ареной ожесточенной классовой борьбы, разрушавшей сословные перегородки, будоражившей человеческую психику соблазном карьеры и фортуны. Для молодого Д. началась тревожная жизнь. Бедный студент, испытывающий хроническую нужду в копейке, охвачен лихорадкой честолюбия, во сне и наяву грезит о богатстве и славе. Он ждет, не дождется, когда кончатся годы семейной и школьной опеки и он, свободный, ринется в борьбу за осуществление своих честолюбивых мечтаний. Выпущенный в 1843 из Инженерного училища Д. поступает на действительную службу в инженерный корпус. Но служба мелкого чиновника ему не улыбается; уже через год Д. выходит в отставку. Он носится с фантастическими проектами предприятий, по его расчету обещающих скорое обогащение; возлагает большие надежды на свои литературные начинания. В крохотной петербургской комнате мелкий, да еще отставной, чиновник, окруженный столичной беднотой, мечется в горячке своих мечтаний. Предпринимательские прожекты оказались радугой мыльных пузырей: богатство не давалось в руки. Но счастье лит-ого успеха улыбнулось Д. В 1845 он заканчивает свой роман «Бедные люди», рукопись к-рого через посредство дружившего с ним Григоровича...
Входимость: 5. Размер: 31кб.
Часть текста: 1881, 31 января, N 22. 4. Абельдяев В. Памяти Достоевского. - "Московские ведомости", 1891, 29 января, N 29. 5. Аксаков И. С. [Примечание к речи А. Н. Майкова, прочитанной О. Ф. Миллером на торжественном общем собрании с. -петербургского славянского Благотворительного общества 14 февраля 1881 г.]. - "Русь", 1881, 14 марта, N 18, стр. 15. 6. Аксаков И. С. Письмо о московских праздниках по поводу открытия памятника Пушкину (1880). - "Русский архив", 1891, N 2, стр. 93-98. 7. Александров А. Федор Михайлович Достоевский (страничка воспоминаний). - "Светоч и дневник писателя", 1913, N 1, стр. 53-56. 8. Александров М. А. Ф. М. Достоевский в воспоминаниях типографского наборщика в 1872-1881 годах. - "Русская старина", 1892, N 4, стр. 117-207; N 5, стр. 293-336. 9. Алчевская X . Д. Передуманное и пережитое. Дневники, письма, воспоминания, М. 1912, стр. 73-81. 10. Анненков П. В. Замечательное десятилетие. - В кн.: Анненков П. В., Литературные воспоминания, Гослитиздат, М. 1960, стр. 282-284 (Серия литер. мемуаров). 11. Анненский И. Ф. Ф. М. Достоевский, Казань, 1906, стр. 3-4. 12. Антэй [Г. М. Редер]. День. - "Вечер", 1908, 7 июня, N 5. 13. Арепьев Н. На похоронах Некрасова (Отрывок из старого дневника). - "Вестник литературы", 1921, N 12, стр. 7. 14. Ахшарумов Д. Д. Из моих воспоминаний (1849-1851),: СПб. 1905, стр. 100-113. 15. Б. Г - в [Б. Г. Герасимов]. Ф. М. Достоевский в Семипалатинске. - "Сибирские огни", 1926, N 3, стр. 135-136. 16. Барсукова А. Письмо о Пушкинской речи Достоевского (Москва, 10 июня 1880 г.). - В кн.: "Звенья", т. I, М. - Л. 1932, стр. 478-481. 17. Белоусов И. А. Литературная среда. Воспоминания 1880-1928. - "Никитинские субботники", М. 1928, стр. 6. 18. Боборыкин П. Д. За полвека (Мои воспоминания). Ред. предисл. и примеч. Б. П. Козьмина, изд-во...
Входимость: 4. Размер: 13кб.
Часть текста: Б. С. Рюрикова. ГИХЛ, М., 1956-1958. "Преступление и наказание". Неизданные материалы из архива Ф. М. Достоевского. М. - Л., 1931. "Идиот". Неизданные материалы. Из архива Ф. М. Достоевского. М. - Л., 1931. Записные тетради Ф. М. Достоевского, публикуемые Центральным архивным управлением СССР и Публичной библиотекой СССР имени Ленина, М. - Л., 1935 ("Бесы"). Рукописные варианты романа "Подросток". "Начала", кн. 2. Ф. М. Достоевский , Материалы и исследования. Литературный архив. Изд-во Академии наук СССР, Л., 1935 (Черновые записи к "Братьям Карамазовым"). Ф. М. Достоевский , Исповедь Ставрогина, План "Жития великого грешника". Изд-во Центрархива РСФСР, М., 1922. 2. Переписка Достоевского Ф. М. Достоевский . Письма, т. I-IV, под редакцией А. С. Долинина. М. - Л., 1928-1959. Биография, письма и заметки из записной книжки Ф. М. Достоевского. Спб., 1883. Михаил Достоевский , Письма к Ф. М. Достоевскому. В кн.: "Литературный архив. Ф. М. Достоевский". Изд-во Академии наук СССР, Л., 1935. Материалы и исследования. Под редакцией А. С. Долинина. Из архива Достоевского . Письма русских писателей под редакцией Н. К. Пиксанова. М. - П., 1923. И. С. Зильберштейн , История одной вражды. Переписка Достоевского и Тургенева, Л., 1928. В. С. Нечаева, В семье и усадьбе Достоевских. Письма М. А. и М. Ф. Достоевских. М., 1939. А. Н. Плещеев , Письма к Ф. М. Достоевскому. В кн.: "Литературный архив. Ф. М. Достоевский". Материалы и исследования. Под редакцией А. С. Долинина. Изд-во АН СССР, Л., 1935. А. Н. Майков , Письма к Достоевскому. В сб. "Ф. М. Достоевский. Статьи и материалы", вып. II, под ред. А. С. Долинина. Л-М., 1924. 3. Основная литература о...
Входимость: 4. Размер: 70кб.
Часть текста: в себя", и все же от портрета остается впечатление огромной внутренней энергии. Высокий лоб, нахмуренные брови передают духовное напряжение, все выражение лица говорит о непрерывной деятельности мысли и движении чувства. Да, уловлена "минута творчества", и Перов великолепно показал, что этим творчеством, раздумьем, исканием писатель охвачен весь. Через год Достоевский в "Дневнике писателя" доказывал, что художник должен дать "поболее ходу идее". "Портретист усаживает, например, субъекта, чтобы снять с него портрет, приготовляется, вглядывается. Почему он это делает? А потому, что он знает на практике, что человек не всегда на себя похож, а потому и отыскивает "главную идею его физиономии", тот момент, когда субъект наиболее на себя похож. В умении приискать и захватить этот момент и состоит дар портретиста" {Ф. М. Достоевский, Собр. соч., т. XI, М. -Л. 1929, стр. 78.}. Человек "наиболее на себя похож" тогда, когда всего полнее выражена "главная идея" его личности, своеобразие его представлений, взглядов, целей, характера, образа действий. В одном из писем Достоевский писал, что в литературном деле его цель и надежда - "высказаться в чем-нибудь, по возможности вполне, прежде чем...
Входимость: 4. Размер: 41кб.
Часть текста: Но от исторических вопросов мы должны здесь отвлечься. Для того чтобы правильно локализовать Достоевского в истории и обнаружить существенные связи его с предшественниками и современниками, прежде всего необходимо раскрыть его своеобразие, необходимо показать в Достоевском Достоевского - пусть такое определение своеобразия до широких исторических изысканий будет носить только предварительный и ориентировочный характер. Без такой предварительной ориентировки исторические исследования вырождаются в бессвязный ряд случайных сопоставлений. Только в четвертой главе нашей книги мы коснемся вопроса о жанровых традициях Достоевского, то есть вопроса исторической поэтики. 6 См. его работу "Достоевский и роман-трагедия" в книге "Борозды и межи", изд-во "Мусагет", М., 1916. 7 См. "Борозды и межи", изд-во "Мусагет", М., 1916, стр. 33 - 34. 8 В дальнейшем мы дадим критический анализ этого определения Вячеслава Иванова. 9 Вячеслав Иванов совершает здесь типичную методологическую ошибку: от мировоззрения автора он непосредственно переходит к содержанию его произведений, минуя форму. В других случаях Иванов более...
Входимость: 4. Размер: 120кб.
Часть текста: - публикация Н. Г. Розенблюма ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОЖАРЫ 1862 г. И ДОСТОЕВСКИЙ (Запрещенные цензурой статьи журнала "Время") Статья и публикация [Н. Г. Розенблюма] После петербургских пожаров 1862 г. прошло более ста лет, а тайна этих событий до сих пор не раскрыта. Массовый характер пожаров тогда же вызвал у городского населения подозрения в поджогах. Скоро эти подозрения превратились в уверенность. Были ли поджоги единичными или они носили организованный характер, и если были организованы, то кем? Пожары еще продолжались, Петербург еще был окутан дымом, а правая пресса, инспирируемая правительством, и примкнувшая к ней значительная часть умеренно-либеральных журналистов уже кричали, что пожары организованы, и винили в них "лондонских пропагандистов", студентов, поляков и др., т. е. оппозиционеров. В противовес им прогрессивные публицисты после закрытия "Современника" и "Русского слова", не имея возможности высказаться с полной откровенностью, писали о пожарах как об обычных, частых в России "эпидемических пожарах" или, не касаясь вовсе причины, пытались лишь опровергнуть нелепые измышления правой печати. Третья версия -- о возможной провокационной роли правительства, которое само организовало пожары, чтобы обвинить в них левые круги и, возбудив тем самым против них ярость масс, пресечь нарастание революционной волны -- эта версия, естественно, не могла быть высказана в то время в легальной русской печати. Это сделал несколько позднее Герцен в 149-м листе "Колокола". Он писал: "Три раза спрашивали мы, чем кончилось знаменитое следствие о зажигательствах, по которому сидели сотни человек в крепости и в частных домах. Ответа не было, а потому мы сами теперь отвечаем: все это был полицейский обман, который должен был...
Входимость: 3. Размер: 41кб.
Часть текста: Без подписи. Приписана (без доказательств) Достоев скому О. ф. Шульцем (Schoultz, S. 8). Б. В. Тоиашевскии атрибутирована Н. Н. Страхову (1926, т. XIII, стр. 609), позднейшими исследователями — М. П. Погодину (История русской литературы XIX века. Библиографиче ский указатель. Под редакцией К. Д. Муратовой. М.—Л., 1962, стр. 113; Нечаева, «Эпоха», стр. 234). Окончательное решение вопроса об авторе рецензии остается пока открытым (помимо Погодина, атрибуция которому сомнительна, им могли быть М. М. Достоевский или А. П. Милюков; возможно, также и авторство Страхова, см.: ЛН, т. 86, с. 379), но содер жание и стиль не дают оснований для атрибуции рецензии Ф. М. До стоевскому. 2. Разные разности. — Вр, 1861, № 2, отд. V, стр. 35—42. Без подписи. Приписана Достоевскому (без доказательств) О. ф. Шульцеи (Schoultz, S. 8). Б. В. Томашевским атрибутирована А. Е. Разину (1926, т. XIII, стр. 609). В. С. Нечаевой атрибуция эта оспорена на основании редакцион-' ных книг журнала «Время» и соображений об общем характере участия Разина в журнале (Нечаева, «Эпоха», стр. 262). Ею же высказано (тре бующее дополнительного обоснования) предположение о возможной при надлежности фельетона А. А. Григорьеву (там же). Так как по редакцион ной книге журнала «Время» деньги за фельтон 14 февраля выплачены редакцией постороннему лицу (хотя фамилия его не указана), Ф. М. До стоевский не мог быть его автором. 3. Стихотворения А. Н. Плещеева. — Вр, 1861, № 4, отд. II, стр. 151— 162. Приписана Достоевскому (без доказательств) О. ф. Шульцем (Schoultz, S. 8). По свидетельству хорошо...