Поиск по творчеству и критике
Cлова начинающиеся на букву "Ц"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  

Показаны лучшие 100 слов (из 268).
Чтобы посмотреть все варианты, нажмите

 Кол-во Слово (варианты)
59ЦАЛОВАТЬ (ЦАЛУЮТ, ЦАЛОВАЛА, ЦАЛУЕТ, ЦАЛУЕМ)
100ЦАРЕВИЧ (ЦАРЕВИЧА, ЦАРЕВИЧИ, ЦАРЕВИЧЕМ, ЦАРЕВИЧЕ)
34ЦАРЕУБИЙСТВО (ЦАРЕУБИЙСТВА, ЦАРЕУБИЙСТВЕ, ЦАРЕУБИЙСТВАМ, ЦАРЕУБИЙСТВУ)
24ЦАРИЗМ (ЦАРИЗМОМ, ЦАРИЗМА, ЦАРИЗМУ)
228ЦАРИТЬ (ЦАРЯ, ЦАРИТ, ЦАРЮ, ЦАРИЛО, ЦАРИЛ)
95ЦАРИЦА (ЦАРИЦУ, ЦАРИЦЕ, ЦАРИЦЫ, ЦАРИЦЕЙ)
186ЦАРСКИЙ (ЦАРСКОЙ, ЦАРСКОЕ, ЦАРСКОМ, ЦАРСКАЯ, ЦАРСКИЕ)
21ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ (ЦАРСКОСЕЛЬСКОЙ, ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ, ЦАРСКОСЕЛЬСКОГО, ЦАРСКОСЕЛЬСКОМ)
19ЦАРСТВЕННЫЙ (ЦАРСТВЕННО, ЦАРСТВЕННЫХ, ЦАРСТВЕННОЕ, ЦАРСТВЕННОГО)
106ЦАРСТВИЕ (ЦАРСТВИЯ, ЦАРСТВИЮ, ЦАРСТВИИ, ЦАРСТВИЕМ)
369ЦАРСТВО (ЦАРСТВА, ЦАРСТВЕ, ЦАРСТВУ, ЦАРСТВОМ)
96ЦАРСТВОВАНИЕ (ЦАРСТВОВАНИЯ, ЦАРСТВОВАНИИ, ЦАРСТВОВАНИЕМ)
54ЦАРСТВОВАТЬ (ЦАРСТВУЕТ, ЦАРСТВОВАЛА, ЦАРСТВОВАЛИ, ЦАРСТВОВАЛО)
26ЦАРСТВУЮЩИЙ (ЦАРСТВУЮЩЕГО, ЦАРСТВУЮЩЕЙ, ЦАРСТВУЮЩЕМУ, ЦАРСТВУЮЩИХ)
401ЦАРЬ (ЦАРЯ, ЦАРЮ, ЦАРЕМ, ЦАРЕЙ)
24ЦАРЬГРАД (ЦАРЬГРАДА, ЦАРЬГРАДОМ)
24ЦАРЯЩИЙ (ЦАРЯЩИМ, ЦАРЯЩИХ, ЦАРЯЩЕЙ, ЦАРЯЩЕЕ, ЦАРЯЩИМИ)
152ЦВЕЙГ (ЦВЕЙГА, ЦВЕЙГУ, ЦВЕЙГОМ, ЦВЕЙГЕ)
56ЦВЕСТИ (ЦВЕТУ, ЦВЕТУТ, ЦВЕТЕТЕ, ЦВЕЛИ, ЦВЕТИТЕ)
274ЦВЕТ, ЦВЕТЫ (ЦВЕТА, ЦВЕТАМИ, ЦВЕТОВ)
55ЦВЕТАЕВА (ЦВЕТАЕВ, ЦВЕТАЕВОЙ, ЦВЕТАЕВУ)
44ЦВЕТНОЙ, ЦВЕТНАЯ (ЦВЕТНОМ, ЦВЕТНОЮ, ЦВЕТНЫХ, ЦВЕТНОГО)
77ЦВЕТОК (ЦВЕТКА, ЦВЕТКИ, ЦВЕТКОВ, ЦВЕТКОМ)
43ЦВЕТОЧЕК (ЦВЕТОЧКИ, ЦВЕТОЧКОВ, ЦВЕТОЧКАМИ, ЦВЕТОЧКАМ)
52ЦВЕТУЩИЙ (ЦВЕТУЩЕЕ, ЦВЕТУЩИМ, ЦВЕТУЩИЕ, ЦВЕТУЩИХ)
81ЦГВИА
65ЦГИА
55ЦЕЗАРЬ (ЦЕЗАРЯ, ЦЕЗАРЕЙ, ЦЕЗАРИ, ЦЕЗАРЮ)
21ЦЕЛЕБНЫЙ (ЦЕЛЕБНЫЕ, ЦЕЛЕБНЫМ, ЦЕЛЕБНОГО, ЦЕЛЕБНО, ЦЕЛЕБНОЙ)
24ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ (ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ, ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬЮ)
28ЦЕЛЕСООБРАЗНЫЙ (ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ, ЦЕЛЕСООБРАЗНОЙ, ЦЕЛЕСООБРАЗНО, ЦЕЛЕСООБРАЗНЕЕ, ЦЕЛЕСООБРАЗНЕЙ)
121ЦЕЛИК (ЦЕЛИКОМ, ЦЕЛИКУ)
27ЦЕЛИТЕЛЬНЫЙ (ЦЕЛИТЕЛЬНОЕ, ЦЕЛИТЕЛЬНЫМ, ЦЕЛИТЕЛЬНОЮ, ЦЕЛИТЕЛЬНО)
463ЦЕЛИТЬ (ЦЕЛИ, ЦЕЛЬ, ЦЕЛЯ, ЦЕЛИТ)
81ЦЕЛКОВЫЙ (ЦЕЛКОВЫХ, ЦЕЛКОВОМУ, ЦЕЛКОВОГО, ЦЕЛКОВЫМИ)
33ЦЕЛОВАЛЬНИК (ЦЕЛОВАЛЬНИКА, ЦЕЛОВАЛЬНИКОВ, ЦЕЛОВАЛЬНИКУ, ЦЕЛОВАЛЬНИКОМ)
28ЦЕЛОВАНИЕ (ЦЕЛОВАНИЯ, ЦЕЛОВАНИЕМ, ЦЕЛОВАНИИ)
322ЦЕЛОВАТЬ (ЦЕЛУЕТ, ЦЕЛОВАЛ, ЦЕЛУЮ, ЦЕЛОВАЛА)
68ЦЕЛОМУДРЕННЫЙ (ЦЕЛОМУДРЕННА, ЦЕЛОМУДРЕННОЕ, ЦЕЛОМУДРЕННОГО, ЦЕЛОМУДРЕННО)
62ЦЕЛОМУДРИЕ (ЦЕЛОМУДРИЯ, ЦЕЛОМУДРИЕМ, ЦЕЛОМУДРИИ, ЦЕЛОМУДРИЮ)
98ЦЕЛОСТНОСТЬ (ЦЕЛОСТНОСТИ, ЦЕЛОСТНОСТЬЮ)
98ЦЕЛОСТНЫЙ (ЦЕЛОСТНОГО, ЦЕЛОСТНУЮ, ЦЕЛОСТНОЙ, ЦЕЛОСТНЫХ)
54ЦЕЛОСТЬ (ЦЕЛОСТИ, ЦЕЛОСТЕЙ, ЦЕЛОСТЬЮ)
769ЦЕЛЫЙ (ЦЕЛОМ, ЦЕЛЫЕ, ЦЕЛУЮ, ЦЕЛОГО)
684ЦЕЛЬ (ЦЕЛЕЙ, ЦЕЛИ, ЦЕЛЯХ, ЦЕЛЬЮ)
86ЦЕЛЬНОСТЬ (ЦЕЛЬНОСТИ, ЦЕЛЬНОСТЬЮ)
145ЦЕЛЬНЫЙ (ЦЕЛЬНОЕ, ЦЕЛЬНУЮ, ЦЕЛЬНЫХ, ЦЕЛЬНЫМИ)
213ЦЕНА (ЦЕНУ, ЦЕНЫ, ЦЕНОЙ, ЦЕНЕ)
25ЦЕНЗ (ЦЕНЗУ, ЦЕНЗЕ)
183ЦЕНЗОР (ЦЕНЗОРА, ЦЕНЗОРУ, ЦЕНЗОРОМ, ЦЕНЗОРЫ)
289ЦЕНЗУРА (ЦЕНЗУРОЙ, ЦЕНЗУРЫ, ЦЕНЗУРУ, ЦЕНЗУРЕ)
187ЦЕНЗУРНЫЙ (ЦЕНЗУРНОГО, ЦЕНЗУРНЫХ, ЦЕНЗУРНО, ЦЕНЗУРНОМ)
19ЦЕНИМЫЙ (ЦЕНИМЫХ, ЦЕНИМОЙ, ЦЕНИМОЕ, ЦЕНИМАЯ)
42ЦЕНИТЕЛЬ (ЦЕНИТЕЛЕЙ, ЦЕНИТЕЛИ, ЦЕНИТЕЛЯ, ЦЕНИТЕЛЯМИ)
221ЦЕНИТЬ (ЦЕНИТ, ЦЕНИЛ, ЦЕНЮ, ЦЕНИЛИ)
27ЦЕННЕЙШИЙ (ЦЕННЕЙШИХ, ЦЕННЕЙШИМ, ЦЕННЕЙШИЕ, ЦЕННЕЙШУЮ)
21ЦЕННОСТНЫЙ (ЦЕННОСТНО, ЦЕННОСТНОМ, ЦЕННОСТНЫЕ, ЦЕННОСТНОГО, ЦЕННОСТНОЙ)
347ЦЕННОСТЬ (ЦЕННОСТИ, ЦЕННОСТЕЙ, ЦЕННОСТЯМ, ЦЕННОСТЬЮ)
130ЦЕННЫЙ (ЦЕННЫЕ, ЦЕННЫМИ, ЦЕННАЯ, ЦЕННЫМ, ЦЕННЫХ)
279ЦЕНТР (ЦЕНТРА, ЦЕНТРОМ, ЦЕНТРЕ, ЦЕНТРУ)
266ЦЕНТРАЛЬНЫЙ (ЦЕНТРАЛЬНЫМ, ЦЕНТРАЛЬНЫХ, ЦЕНТРАЛЬНОЕ, ЦЕНТРАЛЬНОГО)
19ЦЕНТРАРХИВ (ЦЕНТРАРХИВА, ЦЕНТРАРХИВЕ)
24ЦЕПКИЙ (ЦЕПКОЙ, ЦЕПКИХ, ЦЕПКАЯ, ЦЕПКО, ЦЕПКА)
43ЦЕПЛЯТЬ (ЦЕПЛЯЛ, ЦЕПЛЯЮТ, ЦЕПЛЯЛИ, ЦЕПЛЯЯ, ЦЕПЛЯЛА)
27ЦЕПНАЯ (ЦЕПНОГО, ЦЕПНЫХ, ЦЕПНОМУ, ЦЕПНОЙ)
77ЦЕПОЧКА (ЦЕПОЧКЕ, ЦЕПОЧКАМИ, ЦЕПОЧКАХ, ЦЕПОЧКИ)
117ЦЕПЬ (ЦЕПИ, ЦЕПЕЙ, ЦЕПЬЮ, ЦЕПЯХ)
57ЦЕРЕМОНИТЬСЯ (ЦЕРЕМОНИЛСЯ, ЦЕРЕМОНЬСЯ, ЦЕРЕМОНЯСЬ, ЦЕРЕМОНИЛИСЬ)
76ЦЕРЕМОНИЯ (ЦЕРЕМОНИИ, ЦЕРЕМОНИЙ, ЦЕРЕМОНИЮ, ЦЕРЕМОНИЯХ)
20ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ (ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОЙ, ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОМУ, ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКАЯ, ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОМ)
22ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЬ (ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЕЙ, ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЯМИ, ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЯ, ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ)
21ЦЕРКОВНОСТЬ (ЦЕРКОВНОСТИ, ЦЕРКОВНОСТЬЮ)
251ЦЕРКОВНЫЙ (ЦЕРКОВНОМ, ЦЕРКОВНЫЕ, ЦЕРКОВНО, ЦЕРКОВНОГО)
1221ЦЕРКОВЬ (ЦЕРКОВЬЮ, ЦЕРКВЕЙ, ЦЕРКВИ, ЦЕРКВЯХ)
24ЦЕРТЕЛЕВА (ЦЕРТЕЛЕВОЙ, ЦЕРТЕЛЕВУ, ЦЕРТЕЛЕВЫХ, ЦЕРТЕЛЕВ)
38ЦЕСАРЕВИЧ (ЦЕСАРЕВИЧА, ЦЕСАРЕВИЧУ, ЦЕСАРЕВИЧЕ, ЦЕСАРЕВИЧЕМ)
28ЦЕСАРЕВНА (ЦЕСАРЕВНЫ, ЦЕСАРЕВНОЙ, ЦЕСАРЕВНУ, ЦЕСАРЕВНЕ)
406ЦИВИЛИЗАЦИЯ (ЦИВИЛИЗАЦИЮ, ЦИВИЛИЗАЦИИ, ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ, ЦИВИЛИЗАЦИЙ)
81ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ (ЦИВИЛИЗОВАННОГО, ЦИВИЛИЗОВАННЫЕ, ЦИВИЛИЗОВАННОМУ, ЦИВИЛИЗОВАННОЮ)
268ЦИКЛ (ЦИКЛА, ЦИКЛЕ, ЦИКЛОМ, ЦИКЛОВ)
26ЦИЛИНДР (ЦИЛИНДРОМ, ЦИЛИНДРЕ, ЦИЛИНДРЫ, ЦИЛИНДРАХ)
137ЦИНИЗМ (ЦИНИЗМОМ, ЦИНИЗМА, ЦИНИЗМЕ, ЦИНИЗМУ)
69ЦИНИК (ЦИНИКОМ, ЦИНИКИ, ЦИНИКОВ, ЦИНИКУ)
79ЦИНИЧЕСКИЙ (ЦИНИЧЕСКИМ, ЦИНИЧЕСКИМИ, ЦИНИЧЕСКИ, ЦИНИЧЕСКАЯ, ЦИНИЧЕСКУЮ)
79ЦИНИЧНЫЙ (ЦИНИЧНО, ЦИНИЧЕН, ЦИНИЧНОЙ, ЦИНИЧНЫ, ЦИНИЧНАЯ)
24ЦИРКУЛЯР (ЦИРКУЛЯРЫ, ЦИРКУЛЯРАХ, ЦИРКУЛЯРЕ, ЦИРКУЛЯРОМ)
29ЦИРЮЛЬНИК (ЦИРЮЛЬНИКА, ЦИРЮЛЬНИКЕ, ЦИРЮЛЬНИКОВ, ЦИРЮЛЬНИКИ)
239ЦИТАТА (ЦИТАТЫ, ЦИТАТ, ЦИТАТУ, ЦИТАТАМИ)
35ЦИТИРОВАНИЕ (ЦИТИРОВАНИЯ, ЦИТИРОВАНИИ, ЦИТИРОВАНИЮ, ЦИТИРОВАНИЕМ)
39ЦИТИРОВАННЫЙ (ЦИТИРОВАННОМ, ЦИТИРОВАННЫЕ, ЦИТИРОВАННОМУ, ЦИТИРОВАННУЮ, ЦИТИРОВАННЫХ)
142ЦИТИРОВАТЬ (ЦИТИРУЕТ, ЦИТИРОВАВ, ЦИТИРОВАЛ, ЦИТИРУЯ, ЦИТИРУЮТ)
42ЦИТИРУЕМЫЕ (ЦИТИРУЕМАЯ, ЦИТИРУЕМОМ, ЦИТИРУЕМЫМ, ЦИТИРУЕМОГО)
104ЦИФРА (ЦИФРЫ, ЦИФР, ЦИФРУ, ЦИФРАХ)
20ЦИЦЕРОН (ЦИЦЕРОНУ, ЦИЦЕРОНА, ЦИЦЕРОНАМИ, ЦИЦЕРОНЕ)
90ЦЫГАН (ЦЫГАНОМ, ЦЫГАНЕ, ЦЫГАНА, ЦЫГАНАХ)
30ЦЫГАНКА (ЦЫГАНКИ, ЦЫГАНКАМ, ЦЫГАНОК, ЦЫГАНКАМИ)
33ЦЫГАНСКИЙ (ЦЫГАНСКИЕ, ЦЫГАНСКОЕ, ЦЫГАНСКИХ, ЦЫГАНСКАЯ)
66ЦЫПКИН (ЦЫПКИНА, ЦЫПКИНЫМ, ЦЫПКИНУ, ЦЫПКИНЫ)
23ЦЫПЛЕНОК (ЦЫПЛЕНКА, ЦЫПЛЕНКОМ)
80ЦЫПОЧКИ (ЦЫПОЧКАХ, ЦЫПОЧКАМИ)

Несколько случайно найденных страниц

по слову ЦЕННОСТНЫЙ (ЦЕННОСТНО, ЦЕННОСТНОЙ, ЦЕННОСТНОМ, ЦЕННОСТНОГО, ЦЕННОСТНЫЕ)

1. Бахтин М.: Проблемы творчества Достоевского. Часть II. Глава III. Слово героя и слово рассказа в романах Достоевского
Входимость: 1. Размер: 42кб.
Часть текста: Запретишь? А право какое имеешь? Что ты им можешь обещать в свою очередь, чтобы право такое иметь? Всю судьбу свою, всю будущность им посвятить, когда кончишь курс и место достанешь? Слышали мы это, да ведь это буки, а теперь? Ведь тут надо теперь же что-нибудь сделать, понимаешь ты это? А ты что теперь делаешь? Обираешь их же. Ведь деньги-то им под сторублевый пенсион, да под господ Свидригайловых под заклад достаются! От Свидригайловых-то, от Афанасия-то Ивановича Бахрушина чем ты их убережешь, миллионер будущий, Зевес, их судьбой располагающий? Через десять-то лет. Да в десять-то лет мать успеет ослепнуть от косынок, а пожалуй что и от слез, от поста исчахнет, а сестра? Ну, придумай-ка, что может быть с сестрой через десять лет, али в эти десять лет? Догадался? ". Так мучил он себя и поддразнивал этими вопросами даже с каким-то наслаждением". [111] Таков его диалог с самим собою на протяжении всего романа. Меняются, правда, вопросы, меняется тон, но структура остается той же. Характерна наполненность его внутренней речи чужими словами, только-что услышанными или прочитанными им: из письма матери, из приведенных в письме речей...
2. Бахтин М.М.: Проблемы поэтики Достоевского. Глава пятая. Слово у Достоевского. 3. Слово героя и слово рассказа в романах Достоевского
Входимость: 1. Размер: 38кб.
Часть текста: Слово у Достоевского. 3. Слово героя и слово рассказа в романах Достоевского 3. СЛОВО ГЕРОЯ И СЛОВО РАССКАЗА В РОМАНАХ ДОСТОЕВСКОГО Переходим к романам. На них мы остановимся короче, ибо то новое, что они приносят с собою, проявляется в диалоге, а не в монологическом высказывании героев, которое здесь только осложняется и утончается, но в общем не обогащается существенно новыми структурными элементами. Монологическое слово Раскольникова поражает своей крайней внутренней диалогизацией и живою личной обращенностью ко всему тому, о чем он думает и говорит. И для Раскольникова помыслить предмет - значит обратиться к нему. Он не мыслит о явлениях, а говорит с ними. Так он обращается к себе самому (часто на "ты", как к другому), убеждает себя, дразнит, обличает, издевается над собой и т. п. Вот образец такого диалога с самим собой: "Не бывать? А что же ты сделаешь, чтоб этому не бывать? Запретишь? А право какое имеешь? Что ты им можешь обещать в свою очередь, чтобы право такое иметь? Всю судьбу свою, всю будущность им посвятить, когда кончишь курс и место достанешь? Слышали мы это, да ведь это буки, а теперь? Ведь тут надо теперь же что-нибудь сделать, понимаешь ты это? А ты что теперь делаешь? Обираешь их же. Ведь деньги-то им под сторублевый пенсион да под господ Свидригайловых под заклад достаются! От Свидригайловых-то, от Афанасия-то Ивановича Вахрушина чем ты их убережешь, миллионер будущий, Зевес, их судьбой располагающий? Через десять-то лет? Да в десять-то лет мать успеет ослепнуть от косынок, а пожалуй что и от слез; от поста исчахнет; а сестра? Ну, придумай-ка, что может быть с сестрой через десять лет али в эти десять лет? Догадался?" Так мучил он себя и поддразнивал этими вопросами, даже с каким-то наслаждением" (V, 50). Таков его диалог с самим собою на протяжении всего романа. Меняются, правда, вопросы, меняется тон, но...
3. Бахтин М.: Проблемы творчества Достоевского. Часть I. Глава I. Основная особенность творчества Достоевского и ее освещение в критической литературе
Входимость: 1. Размер: 72кб.
Часть текста: его героями. Среди них далеко не на первом месте фигурируют и философские воззрения самого автора. Голос самого Достоевского для одних сливается с голосами тех или иных из его героев, для других является своеобразным синтезом всех этих идеологических голосов, для третьих, наконец, он просто заглушается ими. С героями полемизируют, у героев учатся, их воззрения пытаются доразвить до законченной системы. Герой идеологически авторитетен и самостоятелен, он воспринимается как автор собственной полновесной идеологемы, а не как объект завершающего художественного видения Достоевского. Для сознания критиков прямая полновесная интенциональность слов героя размыкает монологическую плоскость романа и вызывает на непосредственный ответ, как если бы герой был не объектом авторского слова, а полноценным и полноправным носителем собственного слова. Совершенно справедливо отмечает эту особенность литературы о Достоевском Б. М. Энгельгардт. "Разбираясь в русской критической литературе о произведениях Достоевского, - говорит он, - легко заметить, что, за немногими исключениями, она не подымается над духовным уровнем его любимых героев. Не она господствует над предстоящим материалом, но материал целиком владеет ею. Она все еще учится у Ивана Карамазова и Раскольникова, Ставрогина и Великого Инквизитора, запутываясь в тех противоречиях, в которых...
4. Бахтин М.: Проблемы творчества Достоевского. Часть II. Глава II. Монологическое слово героя и слово рассказа в повестях Достоевского
Входимость: 1. Размер: 83кб.
Часть текста: По поводу "Бедных людей" он пишет брату: "Во всем они (публика и критика. - {М. Б}.) привыкли видеть рожу сочинителя; я же моей не показывал. А им и не вдогад, что говорит Девушкин, а не я, и что Девушкин иначе и говорить не может. Роман находят растянутым, а в нем слова лишнего нет". [69] Говорят Макар Девушкин и Варенька Доброселова, автор только размещает их слова: его интенции преломлены в словах героя и героини. Эпистолярная форма есть разновидность Icherzahlung. Слово здесь - двуголосое, в большинстве случаев однонаправленное. Таким оно является как композиционное замещение авторского слова, которого здесь нет. Мы увидим, что авторские интенции очень тонко и осторожно преломляются в словах героев - рассказчиков, хотя все произведение наполнено явными и скрытыми пародиями, явной и скрытой полемикой (авторской). Но здесь нам важна пока речь Макара Девушкина лишь как монологическое высказывание героя, а не как речь рассказчика в Icherzahlung, функцию которой она здесь выполняет (ибо других носителей слова, кроме героя, здесь нет). Ведь слово всякого рассказчика, которым пользуется автор для осуществления своего художественного замысла, само принадлежит к какому-нибудь определенному типу, помимо того типа, который определяется его функцией рассказывания. Каков же тип монологического высказывания Девушкина? Эпистолярная форма сама по себе еще не предрешает тип слова. Эта форма в общем допускает широкие словесные возможности; но наиболее благоприятной эпистолярная форма является ...
5. Сараскина Л. И. (Москва). Метафизика противостояния в "Братьях Карамазовых"
Входимость: 1. Размер: 111кб.
Часть текста: утре в пользу студентов Санкт-Петербургского университета 30 декабря 1879 г. "Один страдающий неверием атеист в одну из мучительных минут своих сочиняет дикую, фантастическую поэму, в которой выводит Христа в разговоре с одним из католических первосвященников - Великим инквизитором. Страдание сочинителя поэмы происходит именно оттого, что он в изображении своего первосвященника с мировоззрением католическим, столь удалившимся от древнего апостольского православия, видит воистину настоящего служителя Христова. Между тем его Великий инквизитор есть, в сущности, сам атеист. Смысл тот, что если исказишь Христову веру, соединив ее с целями мира сего, то разом утратится и весь смысл христианства, ум несомненно должен впасть в безверие. Вместо великого Христова идеала созиждется лишь новая Вавилонская башня. Высокий взгляд христианства на человечество понижается до взгляда как бы на звериное стадо, и под видом социальной любви к человечеству является уже не замаскированное презрение к нему. Изложено в виде разговора двух братьев. Один брат, атеист, рассказывает сюжет своей поэмы другому" (15, 198)i. В контексте данной темы весьма важно, как именно Иван Карамазов оповещает брата о своем сочинении. "Знаешь, Алеша, ты не смейся, я когда-то сочинил поэму, с год назад. Если можешь потерять со мной еще минут десять, то я б ее тебе рассказал?" (14, 224). В этом высказывании подчеркнутые выражения имеют самое существенное значение. Заметим, Иван говорит: не "написал поэму" и не "я тебе ее прочту", а "сочинил поэму" и "я б тебе ее рассказал". Эти литературные тонкости немедленно подмечает Алеша и переспрашивает: "Ты...