Поиск по творчеству и критике
Cлово "1888"
Входимость: 8. Размер: 45кб.
Входимость: 8. Размер: 95кб.
Входимость: 8. Размер: 88кб.
Входимость: 6. Размер: 67кб.
Входимость: 6. Размер: 90кб.
Входимость: 5. Размер: 194кб.
Входимость: 4. Размер: 50кб.
Входимость: 4. Размер: 60кб.
Входимость: 4. Размер: 34кб.
Входимость: 3. Размер: 81кб.
Входимость: 3. Размер: 89кб.
Входимость: 3. Размер: 20кб.
Входимость: 2. Размер: 44кб.
Входимость: 2. Размер: 9кб.
Входимость: 2. Размер: 57кб.
Входимость: 2. Размер: 52кб.
Входимость: 2. Размер: 36кб.
Входимость: 2. Размер: 11кб.
Входимость: 2. Размер: 16кб.
Входимость: 2. Размер: 43кб.
Входимость: 2. Размер: 26кб.
Входимость: 2. Размер: 7кб.
Входимость: 2. Размер: 125кб.
Входимость: 2. Размер: 8кб.
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Входимость: 1. Размер: 118кб.
Входимость: 1. Размер: 92кб.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Входимость: 1. Размер: 108кб.
Входимость: 1. Размер: 66кб.
Входимость: 1. Размер: 31кб.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Входимость: 1. Размер: 80кб.
Входимость: 1. Размер: 62кб.
Входимость: 1. Размер: 50кб.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Входимость: 1. Размер: 79кб.
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Входимость: 1. Размер: 93кб.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Входимость: 1. Размер: 60кб.
Входимость: 1. Размер: 63кб.
Входимость: 1. Размер: 44кб.
Входимость: 1. Размер: 72кб.
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Входимость: 1. Размер: 103кб.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Входимость: 1. Размер: 81кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 8. Размер: 45кб.
Часть текста: управления по делам печати, цензор последнего выпуска "Дневника писателя". Абаза Юлия Федоровна, жена И. С. Абазы, писательница, близкий друг семьи Ф. М. Достоевского. Аввакум (Аввакум Петрович, ок. 1621-1682), протопоп, глава церковного раскола, проповедник и публицист. Аверкиев Дмитрий Васильевич (1836-1905), драматург, беллетрист и критик, сотрудник журналов "Время" и "Эпоха", в 1885-1886 гг., продолжая идею Ф. М. Достоевского, выпускал периодическое издание "Дневник писателя". Аверкиева Софья Викторовна, жена Д. В. Аверкиева, актриса. Аврелий Марк (121-180), римский император и философ. "Наедине с собою". Александр II (1818-1881). Александр Невский (1220-1263). Александр III (1845-1894). Александра Павловна - см. Неупокоева Александра Павловна. Алексий (V в.), сын знатного римлянина, посвятивший себя служению христианской вере, канонизирован церковью. Алонкин Иван Максимович (?-1875), купец, петербургский домовладелец, в доме которого Ф. М. Достоевский жил в 1864-1867 гг. Амвросий (в мире Александр...
Входимость: 8. Размер: 95кб.
Часть текста: голодавшие крестьяне, земледельцы-новгородцы, беспомощные в то время перед суровой природой. Успенский специально изучал и наблюдал переселенческое движение, побывал в Сибири, познакомился с капитализирующимся Кавказом, обратил пристальное внимание на многомиллионных батраков, интересовался массовыми «беспорядками» на юге России. Он тщательно и любовно собирал и исследовал произведения устного народного творчества, вел обширную переписку с корреспондентами из народа. Писатель ставил перед собой задачу активного воздействия на жизнь народа и деятельность интеллигенции. Он считал, что необходимо не только писать и сочувствовать, но и практически принимать участие «в живом деле». «Надобно действовать и действовать прямо!» — рассуждает Успенский в одном из своих писем. «Ты, писатель, сочувствуешь и тому-то и тому-то? — Ну так докажи. Беда тебе будет? Плохо? До этого нам нет дела <…> Если вы, писатели, пишете то-то и то-то, — то и на деле пожалуйте». [584] По произведениям Успенского демократическая молодежь 70–80-х гг. училась жить и работать во имя блага народа. «Великий писатель, друг народа», «незабвенный друг-учитель», «великий печальник земли русской» — такими словами характеризовали Успенского представители рабочих, разночинной интеллигенции и крестьянства. Автор «Власти земли» пользовался исключительной популярностью среди широких кругов читателей. Современники свидетельствуют, что произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина и Гл. Успенского заставляли всю читающую Россию ждать с нетерпением выхода каждой книжки «Отечественных записок». Тонкий аналитический ум писателя, проникающий в сердцевину явлений, постигал то новое, что складывалось в России, вступившей после 1861 г. в капиталистическую эпоху своего развития....
Входимость: 8. Размер: 88кб.
Часть текста: Аверкиев Дмитрий Васильевич (1836-1905), писатель - I, II. Аверкиева С. В., жена писателя Д. В. Аверкиева - II . Аграфена, юродивая, прототип Елизаветы Смердящей из "Братьев Карамазовых" - I . Айвазовский Иван Константинович (1817-1900), художник - II . Аксаков Иван Сергеевич (1823-1886), публицист и поэт; славянофил - I, II . Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859), писатель - I. "Записки ружейного охотника - I. "Записки об уженье рыбы" - I. Александр II (1818-1881) - I . Александров Михаил Александрович - II . "Из воспоминаний простого человека. Мой учитель" - II. Алена Фроловна, с 1822 г. няня в доме Достоевских - I . Алонкин Иван Максимович, купец, хозяин дома в Столярном переулке, где в 1866 г. жил Ф. М. Достоевский - II. Алневская Христина Даниловна (1843-1918) - II . Алчевский Алексей Кириллович, муж X. Д. Алчевской, банковский служащий - II . Альфонская Екатерина Алексеевна, жена Арк. А. Альфонского - I. Альфонский Алексей Аркадьевич, сын Арк. А. Альфонского, приятель А. М. Достоевского по пансиону Чермака - I . Альфонский Аркадий Алексеевич (1796-1869), врач Мариинской больницы - I. Амвросий (Алексей Иосифович Ключарев, 1821-1901) - архиепископ харьковский, духовный писатель, сотрудник "Московских ведомостей" М. Н. Каткова - II. Амвросий, старец из Оптиной пустыни, которого в 1878 г. посетил Ф. М. Достоевский - II. Анакреон (ок. 570-478 до н. э.), древнегреческий поэт - II . Анненков Иван Александрович (1802-1874), декабрист, член Северного общества, после отбывания срока каторжных работ жил в г. Тобольске - I. Анненков Павел Васильевич (1812-1887) - I, II . Анненкова Ольга Ивановна, дочь декабриста И. А. Анненкова - I, II. Анненкова, рожд. Полина Гебль, Прасковья Егоровна (1800-1876), жена декабриста ...
Входимость: 6. Размер: 67кб.
Часть текста: путешествие: «Нас везли пустырем, по Петербургской, Новгородской, Ярославской и т. д. <...> Мы мерзли ужасно. Одеты мы были тепло, но просидеть, наприм<ер>, часов 10, не выходя из кибитки, и сделать 5, 6 станков было почти невыносимо. Я промерзал до сердца и едва мог отогреться потом в теплых комнатах. Но, чудно: дорога поправила меня совершенно. В Пермской губернии мы выдержали одну ночь в сорок градусов <...> Грустная была минута переезда через Урал. Лошади и кибитки завязли в сугробах. Была метель. Мы вышли из повозок, это было ночью, и стоя ожидали, покамест вытащат повозки. Кругом снег, метель; граница Европы, впереди Сибирь и таинственная судьба в ней, назади все прошедшее — грустно было, и меня прошибли слезы. По всей дороге на нас выбегали смотреть целыми деревнями и, несмотря на наши кандалы, на станциях брали с нас втридорога». —XXVIII,, 168. Января 9. Д., С. Ф. Дуров и И. Ф. Л, Ястржембский прибывают в Тобольский «тюремный замок» {ЛН. Т. 22—24. С. 704). Писатель вспоминает в 1854 г.: «Мы приехали в Тобольск, и после представления начальству и обыска, где у нас отобрали все наши деньги, были отведены (...) в особую каморку». —XXVIII,, 169. Д. ошибочно указывает, что приехал в Тобольск 11 января. —Там же. «Тобольский приказ о ссыльных» выдает фельдъегерю поручику Прокофьеву «Квитанцию» в том, что Д., С. Ф. Дуров и И. Ф. Л. Ястржембский от...
Входимость: 6. Размер: 90кб.
Часть текста: Достоевского всеобщий интерес. Это знаменательное совпадение. И не случайное, ибо восприятие Достоевского в Германии было прямо связано со становлением нового направления в немецкой литературе -- натурализма. "Критические походы" -- шесть сборников статей, выходивших с 1882 по 1886 гг.,-- "произвели ужасный, адский, но очень благотворный шум" 31 . Этот шум был вызван резкой критикой, с которой Генрих и Юлиус Харт обрушились на псевдоклассическую эпигонскую и "тривиальную" литературу. Констатируя застой в немецкой литературе тех лет, они видят его причину в отрешенности искусства от значительных проблем современности. Поэтому братья Харт призывают к сближению литературы с реальной жизнью. Их призыв не был гласом вопиющего, поскольку молодое литературное поколение Германии уже сознавало, что "развитие литературы, не опирающееся на политическую и социальную борьбу, на политические и социальные силы своего века, больше немыслимо" 32 . У пионеров нового направления появляются многочисленные сторонники, которые называют себя представителями литературы, обращенной к современности (die Moderne). По их убеждению, "для художника есть только одна эпоха -- современность" 33 . Поэтому в многочисленных литературных манифестах и декларациях 80--90-х годов "самой...
Входимость: 5. Размер: 194кб.
Часть текста: их публикация осуществлена Л. П. Гроссманом в 1925 году - см.: А. Г. Достоевская, Воспоминания, под ред. Л. П. Гроссмана, Госиздат, М. -Л. 1925. В книгу вошло все, что было связано с жизнью Достоевского, а также два самостоятельных отрывка - "Ответ Стрехову" и "Воспоминатели". Несколько раньше, в 1923 году было опубликовано и другое мемуарное произведение А. Г. Достоевской - ее "Дневник". Воспоминания и дневник 1867 года, изданные в 20-е годы, сразу же стали большим литературным событием. Они были переведены на основные европейские языки - и с тех пор неизменно привлекаются советскими и зарубежными исследователями творчества Достоевского как первостепенной важности материал для изучения жизни и творчества писателя. Однако недостатком первого издания "Воспоминаний" являлось отсутствие в нем настоящего научного и справочного аппарата, историко-литературного комментария, столь существенного для книг мемуарного характера. Мемуары Анны Григорьевны давно уже библиографическая редкость. Публикация отрывков из них в двухтомном издании "Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников" (1964) возвратила читателю избранные страницы книг А. Г. Достоевской и вместе с тем еще раз подчеркнула необходимость переиздания мемуаров в возможно более полном виде. В настоящем издании "Воспоминаний", как и в первом издания (1925), полностью печатаются главы, непосредственно относящиеся к жизни Достоевского (начиная с 1866 по 1881 г.). В книгу включены также наиболее интересные главы, относящиеся к периоду до 1866 года (до встречи Анны Григорьевны с Достоевским) и ко времени после 1881 года (то есть после смерти писателя). В воспоминаниях до 1866 года Анна Григорьевна подробно рассказывает о своем детстве и юности, о своих родителях, окружении, родственниках - это нехитрая...
Входимость: 4. Размер: 50кб.
Часть текста: В. В. Дудкина и К. М. Азадовского. III. Проблема "Достоевский - Ницше" III. ПРОБЛЕМА "ДОСТОЕВСКИЙ - НИЦШЕ" Одной из центральных проблем современной зарубежной науки о Достоевском является вопрос о связях, соединяющих русского писателя с Ницше. Фраза о "духовном родстве" Достоевского и Ницше давно уже стала общим местом. Число исследований по данной теме достаточно велико. В советском литературоведении этот вопрос почти не ставился. В русской же дореволюционной и современной зарубежной литературе возникло немало ошибочных гипотез и выводов. А потому нам представляется целесообразным осветить проблему "Достоевский -- Ницше" по возможности полно, тем более, что факт знакомства влиятельного буржуазного философа с творчеством великого русского писателя имеет значение, выходящее за рамки истории литературы. Пристрастные, а подчас и произвольные интерпретации этого факта в современной экзистенциальной теории привели к неправомерному сближению Достоевского и Ницше как "подпольных мыслителей" 208 , как проповедников...
Входимость: 4. Размер: 60кб.
Часть текста: продолжавшихся более пятнадцати лет. В дальнейшем Щеглов обращается не только к беллетристическому, но и к драматургическому творчеству с преобладанием в нем произведений юмористического плана, порой веселых и непритязательных (например, комедия-водевиль "В горах Кавказа", 1888), порой иронических, но неглубоких (типа "юмористических очерков" и написанной на их основе пьесы "Дачный муж", 1888) или впадающих в шарж (повести и рассказы 1890-х гг. о нравах литературно-театральной среды, выдержанные в желчно-сатирической манере, особенно резкой в повести о последователях Толстого "Около истины"). Обеднению таланта Щеглова способствует противоречивость его взглядов, нарастание в поздние годы патриархально-славянофильских симпатий и отсутствие общей объединяющей идеи, что находит отражение в его повести "Убыль души" (1892), посвященной духовному кризису интеллигента-восьмидесятника. Соответственно, если в первый период своего творческого пути Щеглов пользовался большим успехом у современников, называвших его "учеником Гоголя", "вторым Гаршиным", "русским Джеромом", {См.: Шах-Паронианц Л. М. Чествование двадцатилетия литературной деятельности Ивана Леонтьевича Щеглова. Кронштадт, 1902. С. 33--34} то впоследствии, еще при жизни, он постепенно начал утрачивать свою популярность. Переживая свое расхождение с ...
Входимость: 4. Размер: 34кб.
Часть текста: посмертно по рукописи: "В истории католичества что ни шаг, то творчество, своеобразие, независимость, сила. Другое дело -- религиозная истина моей веры; и другое дело -- истина исторического взгляда. <...> Католицизм -- религия такая могучая и полная, какой, быть может, еще и не было на земле. Как же не основа? Не любите католицизма, не веруйте в него, боритесь с ним, но как же можно не считать его третьей по счету и первой по значению культурной основой романо-германской истории" (Л е онтьев А. Собр. соч. СПб., 1913. Т. 7. С. 522--523). 24 января 1891 года Леонтьев писал И. И. Фуделю: "Римский Католицизм нравится и моим искренно-деспотическим вкусам, и моей наклонности к духовному послушанию, и по многим еще другим причинам привлекает мое сердце и ум" (К. Леонтьев о Владимире Соловьеве и эстетике жизни : (По двум письмам). М, 1912. С. 9). 3 Подразумевается статья Леонтьева "О всемирной любви. Речь Ф. М. Достоевского на пушкинском празднике" (1880), изданная...
Входимость: 3. Размер: 81кб.
Часть текста: театра "Братьев Карамазовых" (премьера 12 октября) В. И. Немирович-Данченко писал К. С. Станиславскому: "Если хорошо угадать, почувствовать психологию автора вообще важно, то угадать, почувствовать ее у романиста -- самая первая необходимость. Это едва ли не самое главное различие драматурга от романиста, что последний дает не только рисунок, но и "круги", "приспособления" <...> Иногда,-- как у Достоевского,-- они стали избиты, истрепаны театрами; тогда надо заменить их другими, не выходя из "внутренних образов", определенно данных романистом" 1 . Это замечание во многом снимает ту скрытую полемику с "иллюстративным" 2 подходом к тексту, которую уже в следующем, 1911 г., открыл Жак Копо французской постановкой романа. "Братья Карамазовы" в "Театре искусств" (премьера 6 апреля) в инсценировке Жака Копо и Жана Круэ сыграли в истории "театра Достоевского" во Франции не меньшую роль, чем постановки Художественного театра в России. Спектакль неоднократно возобновлялся самим Копо, в марте 1913 г. и в ноябре 1921 г. в театре "Старая голубятня" и в 1917 г. на сцене театра "Гаррик" (США). Сценарий был использован также Альбером Камю в 1937 г. в театре "Экип" (Алжир) и Андре Барсаком в "Ателье" в 1945 г. -- будущими инсценировщиками романов "Бесы" и "Идиот". В 1967 г. инсценировка Копо была поставлена "Театром Сары Бернар". В той же драматической версии роман шел в Бельгии, Голландии, Англии, Германии, Австрии, Италии, Чехословакии. И дело не только в количестве реприз, но и в том авторитете, которым пользовался Копо как режиссер и театральный деятель. Камю писал: "В истории французского театра два периода -- до Копо и после Копо" 3 . Все французские инсценировщики в большей или...